Одна из основных задач лидера организации, группы или проекта — вдохновлять и настраивать свою команду. Но часто лидеры, сами того не понимая, по привычке выбирают не самые подходящие слова и формулируют свои идеи не так убедительно и вдохновляюще, как им бы того хотелось. Вот три речевые тактики, которые помогут вам более точно и эффективно излагать свои идеи и отвечать за свои слова.
Тактика №1. Выберите самый подходящий глагол
Ниже приведены шесть пар слов, которые могут казаться взаимозаменяемыми. На самом же деле стоит различать их значения. Одно является точным выражением усилия, а другое отражает его неверно или менее убедительно.
Способствовать и позволять. Если ваши усилия дали результат, вы активно способствовали этому. Если вы просто устранили препятствие, то вы позволили результату появиться самостоятельно.
Пример: «Инновации в области обслуживания клиентов способствовали росту продаж более индивидуализированных продуктов» (не «позволили» его достичь).
Предотвращать и избегать. Если вы сделали все необходимое, чтобы катастрофы не случилось, вы ее предотвратили, но если вы лишь уклонились от возможной угрозы или отсрочили ее, вы просто ее избежали.
Пример: «Мы должны предотвратить кризис на рынке жилья» (не «избежать» кризиса на рынке жилья).
Решать и заниматься. Если вы принимаете меры, чтобы повлиять на происходящее, вы решаете вопрос, а если вы просто анализируете ситуацию, то вы занимаетесь этим вопросом.
Пример: «Мы активно решаем вопрос бедности в этих сообществах» (не «занимаемся» им).
Принимать меры и реагировать. Если вы совершаете какие-то действия, вы принимаете меры, а если возникшая ситуация лишь вызвала у вас эмоциональный отклик, тогда вы отреагировали.
Пример: «После отключения электричества мы немедленно приняли меры» (не «отреагировали»).
Преодолеть и столкнуться. Если вы успешно справились с препятствием, вы его преодолели, а если оно просто возникло у вас на пути, то вы с ним столкнулись.
Пример: «Мы преодолели системные проблемы» (не «столкнулись» с ними).
Добиться и достичь (цели). Если вы добились цели, это подразумевает, что полученный результат стал прямым следствием ваших усилий, а если вы достигли цели, это означает, что вы просто дошли до определенного этапа, возможно, случайно, по стечению обстоятельств.
Пример: «Я рад, что мы добились (не «достигли») наших самых амбициозных целей за год».
Тактика №2. Не «делитесь»
Бизнес-лидеры любят «делиться» идеями на собраниях, по электронной почте, в социальных медиа и в разговорах. Но что вы в действительности делаете, когда «делитесь»?
Когда вы используете слово «делиться» в деловой среде, вы выражаете надежду, что аудитория интуитивно поймет ценность того, чем вы поделились, и цель, с которой вы это сделали. Но бремя признания важности вашей мысли должны нести вы, а не ваша аудитория.
Тогда что делать, если не делиться? Продавать. Когда вы продаете идею, вы ставите определенные цели и повышаете ее значимость. Не стоит прямо говорить «Позвольте продать вам идею», но можно «предлагать» и «рекомендовать» идеи.
Примеры:
«Выдвигаю идею, которая повысит эффективность наших процессов» (не «делюсь» ею).
«Предлагаю новый логотип, который лучше передает идею нашего бренда» (не «делюсь» им).
Тактика №3. Проведите ревизию «и»
Союз «и» может казаться удобным решением, если нужно добавить детали к фразе или мысли — подобно тому, как вы добавляете украшения на елку. Но елка может упасть под тяжестью многочисленных украшений — так же обрушатся и ваши доводы.
Взгляните на это предложение:
«Наш эффективный и действенный подход заинтересует и вдохновит самую важную и значимую для нас аудиторию, и она полюбит и оценит наш бренд».
Теперь и отбросьте менее важные и избыточные описания:
«Наш эффективный подход вдохновит самую важную для нас аудиторию, и она оценит наш бренд».
Чем меньше лишних деталей и слов в предложении, тем оно эффективнее. Несколько идей, втиснутых в одну фразу, борются друг с другом за внимание читателя или слушателя, и, в конце концов, влияние каждой ослабляется. Союзы «и» — предупреждающий знак, напоминающий об этих конфликтах. Смотрите на них как на сигналы опасности и проверяйте их на уместность.
Также вас может заинтересовать:
Полную версию статьи «"Не то слово": что нужно и чего не нужно говорить, чтобы вдохновить команду» вы можете прочитать на нашем сайте. Оформить подписку на журнал можно здесь.