Приветствую всех!
Сюжет 12-ти стульев не известен, пожалуй, только маленьким детям. Многие из нас познакомились с ним посмотрев фильмы по одноименному произведению И. Ильфа и Е. Петрова. Лично я после просмотра фильма режиссера М. Захарова пробовал читать, но дотянул только до середины - читаю, а в голове сразу всплывает фильм. Ну как тут уже читать само произведение? Об ошибке авторов я заметил только когда мне было что то около 40-ка, когда фильмы и М. Захарова и Л. Гайдая уже знал вдоль и поперёк, о чем и удивился - столько лет смотреть и не замечать такой очевидной ошибки. В последствии кого я не спрашивал, этой ошибки не замечал ни кто, что и сподвигло меня об этом написать. Речь не пойдет о так называемом киноляпе, поскольку эта ошибка содержится в самом произведении.
И так, Предводитель дворянства, он же Киса Воробьянинов и Великий комбинатор, он же Остап Бендер, гоняются по всей стране за бриллиантами зашитыми тёщей Воробьянинова в один из двенадцати стульев гостиного гарнитура. Помимо препятствий уготовленных им судьбой, "концессионерам" противостоит "конкурирующая организация" в лице отца Фёдора. Остап Бендер раздобыл у Коробейникова ордера с адресами, по которым разошлись искомые стулья, не заплатив Коробейникову денег. После чего, к Коробейникову заявился отец Федор и Коробейников, в отместку, продал ему уже ордера с адресом на стулья генеральши Поповой, то есть, не на стулья тёщи Воробьянинова. А сами стулья генеральши Поповой уехали к инженеру Брунсу. И вот отец Фёдор добирается до инженера Брунса и выкупает у него полностью весь гарнитур в результате дикого торга за 200 рублей.
Отец Фёдор забрал у инженера Брунса и погрузил в фургон, внимание, 12 стульев. В части третьей ("Сокровища мадам Петуховой") в главе XL "Зелёный Мыс" авторы романа пишут: "Двенадцать стульев один за другим были погружены в фургон". А если мы вспомним, то самый первый стул отец Федор вскрыл совместно с Кисой Воробьяниновым, то есть, один из 12 стульев отцом Фёдором уже был уничтожен, следовательно, стульев ни как не могло быть уже 12. Допустим, отец Фёдор не знал точное количество стульев в гарнитуре. Но количество стульев в гарнитуре всегда должно быть чётным, а по итогу, через отца Фёдора прошло 13 стульев.
И вот, что ещё Ильф и Петров пишут дальше, всё там же: "Они (стулья - прим. от автора) очень походили на воробьяниновские, с тою только разницей, что обивка их была не ситцевая, в цветочках, а репсовая, синяя, в розовую полосочку". Как уже упоминалось, отец Фёдор вместе с Кисой Воробьяниновым вскрыли самый первый стул, следовательно, отец Фёдор не мог не знать, что стулья купленные у инженера Брунса не те стулья, иначе, зачем бы Воробьянинову цепляться за тот, первый стул и устраивать за него драку. После драки за первый стул отец Фёдор знал точно, как именно выглядят искомые стулья. Невозможно спутать цветочки на обшивке "воробьяниновских стульях" со стульями Брунса с розовыми полосочками.
Эта ошибка авторов перекачивала и в кинофильмы, где куда как более наглядней, чем описано в романе, видна разница между первым вскрытым стулом и стульями купленными отцом Фёдором у инженера Брунса (см. фото выше и ниже).
Но это ещё не всё. Давайте посмотрим пристальней на уже упомянутую фразу из романа - "Они (стулья - прим. от автора) очень походили на воробьяниновские, с тою только разницей, что обивка их была не ситцевая, в цветочках, а репсовая, синяя, в розовую полосочку". Для чего Ильф и Петров указывают на схожесть "воробьяниновых стульев", со стульями купленными отцом Фёдором у инженера Брунса? Неужели Ильф и Петров понимали, что тут явная ошибка в действиях отца Фёдора и попытались загладить эту ошибку некой "схожестью" обшивки стульев? Но кто перепутает "цветочки" с "полосками"? Если авторы романа понимали ошибку и пытались её загладить, то слишком не удачно. Здесь я какого либо логического объяснения не нахожу.
Подобные ошибки были не только у Ильфа и Петрова. Позже рассмотрим ошибку Л. Н. Толстого в романе "Война и мир".