Найти тему
Логика Неумолима

Охотники за табуретками. Ошибка И.Ильфа и Е.Петрова в культовом произведении "12 стульев"

Из кинофильма "12 стульев" Марка Захарова
Из кинофильма "12 стульев" Марка Захарова

Приветствую всех!

Сюжет 12-ти стульев не известен, пожалуй, только маленьким детям. Многие из нас познакомились с ним посмотрев фильмы по одноименному произведению И. Ильфа и Е. Петрова. Лично я после просмотра фильма режиссера М. Захарова пробовал читать, но дотянул только до середины - читаю, а в голове сразу всплывает фильм. Ну как тут уже читать само произведение? Об ошибке авторов я заметил только когда мне было что то около 40-ка, когда фильмы и М. Захарова и Л. Гайдая уже знал вдоль и поперёк, о чем и удивился - столько лет смотреть и не замечать такой очевидной ошибки. В последствии кого я не спрашивал, этой ошибки не замечал ни кто, что и сподвигло меня об этом написать. Речь не пойдет о так называемом киноляпе, поскольку эта ошибка содержится в самом произведении.

И так, Предводитель дворянства, он же Киса Воробьянинов и Великий комбинатор, он же Остап Бендер, гоняются по всей стране за бриллиантами зашитыми тёщей Воробьянинова в один из двенадцати стульев гостиного гарнитура. Помимо препятствий уготовленных им судьбой, "концессионерам" противостоит "конкурирующая организация" в лице отца Фёдора. Остап Бендер раздобыл у Коробейникова ордера с адресами, по которым разошлись искомые стулья, не заплатив Коробейникову денег. После чего, к Коробейникову заявился отец Федор и Коробейников, в отместку, продал ему уже ордера с адресом на стулья генеральши Поповой, то есть, не на стулья тёщи Воробьянинова. А сами стулья генеральши Поповой уехали к инженеру Брунсу. И вот отец Фёдор добирается до инженера Брунса и выкупает у него полностью весь гарнитур в результате дикого торга за 200 рублей.

Из кинофильма "12 стульев" Марка Захарова
Из кинофильма "12 стульев" Марка Захарова

Отец Фёдор забрал у инженера Брунса и погрузил в фургон, внимание, 12 стульев. В части третьей ("Сокровища мадам Петуховой") в главе XL "Зелёный Мыс" авторы романа пишут: "Двенадцать стульев один за другим были погружены в фургон". А если мы вспомним, то самый первый стул отец Федор вскрыл совместно с Кисой Воробьяниновым, то есть, один из 12 стульев отцом Фёдором уже был уничтожен, следовательно, стульев ни как не могло быть уже 12. Допустим, отец Фёдор не знал точное количество стульев в гарнитуре. Но количество стульев в гарнитуре всегда должно быть чётным, а по итогу, через отца Фёдора прошло 13 стульев.

И вот, что ещё Ильф и Петров пишут дальше, всё там же: "Они (стулья - прим. от автора) очень походили на воробьяниновские, с тою только разницей, что обивка их была не ситцевая, в цветочках, а репсовая, синяя, в розовую полосочку". Как уже упоминалось, отец Фёдор вместе с Кисой Воробьяниновым вскрыли самый первый стул, следовательно, отец Фёдор не мог не знать, что стулья купленные у инженера Брунса не те стулья, иначе, зачем бы Воробьянинову цепляться за тот, первый стул и устраивать за него драку. После драки за первый стул отец Фёдор знал точно, как именно выглядят искомые стулья. Невозможно спутать цветочки на обшивке "воробьяниновских стульях" со стульями Брунса с розовыми полосочками.

Эта ошибка авторов перекачивала и в кинофильмы, где куда как более наглядней, чем описано в романе, видна разница между первым вскрытым стулом и стульями купленными отцом Фёдором у инженера Брунса (см. фото выше и ниже).

Из кинофильма "12 стульев" Леонида Гайдая
Из кинофильма "12 стульев" Леонида Гайдая
Из кинофильма "12 стульев" Леонида Гайдая
Из кинофильма "12 стульев" Леонида Гайдая

Но это ещё не всё. Давайте посмотрим пристальней на уже упомянутую фразу из романа - "Они (стулья - прим. от автора) очень походили на воробьяниновские, с тою только разницей, что обивка их была не ситцевая, в цветочках, а репсовая, синяя, в розовую полосочку". Для чего Ильф и Петров указывают на схожесть "воробьяниновых стульев", со стульями купленными отцом Фёдором у инженера Брунса? Неужели Ильф и Петров понимали, что тут явная ошибка в действиях отца Фёдора и попытались загладить эту ошибку некой "схожестью" обшивки стульев? Но кто перепутает "цветочки" с "полосками"? Если авторы романа понимали ошибку и пытались её загладить, то слишком не удачно. Здесь я какого либо логического объяснения не нахожу.

Подобные ошибки были не только у Ильфа и Петрова. Позже рассмотрим ошибку Л. Н. Толстого в романе "Война и мир".