Найти тему
iFellow

Есть оффер: лайфхаки для успешного собеседования

Устраиваться на новую работу — стресс, сопоставимый по уровню с вступительными экзаменами в университет. Легкое волнение возникает даже у тех, за кем рекрутеры гоняются шумной толпой. При этом многие кандидаты думают, что самое важное — прийти и ответить на вопросы. Но мало кто задумывается, как правильно это сделать.

Мы собрали несколько эффективных лайфхаков от опытных специалистов, чтобы помочь вам не ударить в грязь лицом.

1. Биографическая справка

По статистике, 90 собеседований из 100 начинаются с предложения немного рассказать о себе. В остальных десяти случаях представитель HR-отдела поведает о компании, а потом так или иначе попросит «показать товар лицом» самого соискателя. Даже самым скромным кандидатам не удастся пропустить этот этап, так что заранее обдумайте, что именно вы будете говорить. Стоит рассказать про релевантный опыт, интересные проекты, преимущества и недостатки, хобби и увлечения. Вы — стартап, который нужно продать инвестору, не бойтесь придавать вес собственным достижениям (но не переусердствуйте). При этом старайтесь рассказывать про свой опыт с точки зрения глобальной пользы для компании, в которой работали. Сыграйте на опережение — расскажите о своих слабых сторонах, но обязательно уточните, что это не главные черты вашей натуры.

2. Блесните осведомленностью

В большинстве случаев на собеседовании кандидатам задают вопрос: «Что вы знаете о нашей компании?» Так что заранее стоит подготовиться не только к рассказу о себе, но и максимально изучить историю организации, куда вы отправляетесь, даже если вы давно мечтали там работать. К тому же, это позволит избежать неприятных сюрпризов, если вдруг выяснится, что компания, на самом деле, не входит в рейтинг самых дружелюбных по отношению к собственным сотрудникам. В любом случае, получше узнать потенциального работодателя — всегда полезно. Вы накинете себе дополнительных очков, если сможете выдать краткую информационную справку, усилив ее фразой: «Особенно меня впечатлил проект/кейс …» Это покажет вашу заинтересованность, а не поверхностное изучение сайта компании.

3. Не дайте застать себя врасплох

Другой важный момент, который кажется простым, но на деле может подпортить ситуацию — ответы на стандартные вопросы. Какие ваши ожидания по зарплате, почему вы решили уйти с прежнего места работы, почему мы должны нанять именно вас, что вы ждете от этой должности, какие у вас планы на будущее, были ли у вас конфликтные ситуацию в рабочем коллективе? Продумайте ответы заранее, чтобы не сказать лишнего или, наоборот, ничего дельного.

4. Это не экзамен, а диалог — задавайте вопросы

Постарайтесь настроиться на диалог, а не на опрос перед экзаменационной комиссией, ведь любое собеседование — это взаимный разговор, из которого вы тоже должны вынести полезную информацию. Вы оцениваете работодателя точно так же, как и он вас.

5. Кто во что горазд

Разные компании используют разные методы интервьюирования потенциальных работников — к этому тоже стоит быть готовым. Встречаются как структурированные интервью по стандартным вопросам, так и собеседования по ситуационному, проективному или поведенческому методам, а также стресс-интервью. В Сети найдется много примеров, как справиться с каждым из них, — будьте во всеоружии!

-2

6. Посмотрите на себя со стороны

Отправляясь на собеседование, оцените себя с точки зрения работодателя. Да, мы о «встречают по одежке» и «первое впечатление — самое важное». Даже самые правильные ответы на вопросы не помогут, если вы будете похожи на неубранную постель. Поэтому советуем следующее:

  • приезжайте за 30 минут до начала: вы точно не опоздаете, сможете отдышаться и успокоиться, плюс у вас будет запас времени на случай пробок/аварий/прочих невзгод;
  • помойте голову с вечера: без объяснений, просто сделайте это =)
  • поешьте: завывания голодного желудка от нервов только усилятся;
  • узнайте, есть ли в компании дресс-код, и оденьтесь соответствующе, если форма одежды свободная, все же стоит оставить футболку с Риком и Морти дома: комфортный стиль smart casual — то что надо в данной ситуации;
  • успокойте волнение: сделайте 3 глотка воды и 10 медленных вдохов и выдохов, мысленно просчитывая каждый из них, это поможет подавить беспокойство;
  • здоровайтесь, улыбайтесь, внимательно слушайте, называйте по имени и благодарите собеседника в конце: вежливость — первая и самая приятная добродетель, как говорил философ Джон Локк;
  • отключите телефон — совсем: поверьте, даже беззвучный режим без виброзвонка может сыграть злую шутку, если в кармане вы нечаянно включите хэви-метал-треклист из приложения с музыкой;
  • даже на часовое интервью закладывайте два часа: если вам надо будет убегать в разгар беседы, это не понравится не только представителю компании, но и вам самим;
  • будьте собой, не создавайте альтернативную личность: если по итогам собеседования вас возьмут на работу, вам придется постоянно «ходить в чужих ботинках» или же оказаться тем, кого на этом месте не ждали, помните, честность — лучшая политика;
  • говорите четко и уверенно, избегайте слов-паразитов, контролируйте мимику и жесты: по мнению психологов, первое впечатление о человеке на 70% складывается не из того, что он говорит, а как он это делает. Потренируйтесь перед зеркалом, и вы увидите, над чем стоит поработать.

Идите по списку, и у вас все получится. Даже если оффер достанется другому, вы сами будете довольны тем, как показали себя, и на следующем интервью уже будете чувствовать себя гораздо увереннее. Желаем удачи!