Алексей Хотеев
http://naukaverakuljtura.com/верою-познаем/
Вера в религиозном понимании есть особое чувство присутствия Божия. Вместе с тем, в более широком значении, вера есть условие всякого познания. По доверию к родителям ребенок усваивает те или иные истины, которые ему еще недоступны в непосредственном опыте. Точно так же и школьник познает мир на уроках географии, истории, биологии и др. по доверию к учителю. По доверию к врачу пациент следует определенному курсу лечения, надеясь на положительный результат. Таким образом, вера-доверие в житейском плане — всем знакомый факт.
Если обратиться к области науки, то и здесь значение веры для развития знания оказывается решающим. Научная картина мира излагается в учебниках и научно-популярных статьях, доверие к ним определяет стабильность системы научных представлений, которую известный американский ученый Т. Кун назвал научной парадигмой. Известно, что познание не стоит на месте, появляются новые теории, которые иначе трактуют отдельные явления. Постепенно новая теория вступает в противоречие со старыми объяснениями, и происходит смена научных парадигм. Однако сам переход от старого к новому основывается, как показывает Т. Кун, опять же только на вере. На вере в то, что новая парадигма достигнет большего успеха в разрешении большего круга трудностей, чем прежняя научная парадигма. Соответственно, уже следующее поколение ученых пишет учебники, и по доверию к ним стоит обновленная научная картина мира, пока очередные сомнения не подвергнут ее пересмотру.
В религиозной сфере вера тоже тесно связана с познанием. «Верою познаем, что века устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое», — говорится в Священном Писании (Евр. 11,3). Никто не был свидетелем происхождения мира. Он дан человеку в своем настоящем виде без начала и конца. На чем же основывается христианское учение о сотворении мира и о его конце? Оно основывается на откровении (естественном и сверхъестественном). Откровение же обусловливается верой.
Обратимся к объяснению такого понятия, которое в богословии называется «естественным откровением». Это знание о Боге, которое можно почерпнуть из изучения созданного Им мира. Всякое произведение отражает в себе качества своего создателя. Это справедливо сказать и о Боге: «Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы» (Рим. 1,20), «От величия красоты созданий познается Виновник бытия их» (Прем. 13,5). Речь идет, таким образом, об откровении, но таком, которое постигается разумом, основано на наблюдении и размышлении.
Действительно, Вселенная (мир) огромна, сложна по своему устройству, но при этом на всех уровнях своей организации она гармонична, стройна, упорядочена. Наблюдение над мироустройством вызывает не только удивление и восхищение, но и убеждение в его заданности свыше, разумности этого великого здания.
«Кто может согласиться с тем, будто это великое здание, состоящее из неба и земли и называемое космосом вследствие величия и множества вложенной в него мудрости, приведено в порядок атомами, носящимися без всякого порядка, и беспорядок сделался порядком?»
Св. Дионисий Александрийский «О природе»
Знаменитый античный философ Платон сравнивал мироздание с телом человека. Телесно человек живет и движется, пока в нем есть душа. Сама же душа пребывает невидимой для глаз. Так же и «Мировая Душа» остается невидима, но своими действиями познается в мире («Законы», книга 10). Греческий философ не был, конечно, знаком с христианскими догматами, но сам ход его мысли характерен для христианских мыслителей, рассматривающих то знание о Боге, которое открыто в самой природе.
Развивая некоторые мысли античных философов Платона и Аристотеля, учители Церкви сформулировали, как впоследствии его назвали теологи, «космологическое» доказательство бытия Божия. Рассуждение выводится из того наблюдения, что все в мире подвижно и переменчиво. Но у каждого движения должна быть причина и, выстраивая цепочку причин, породивших одна другую, следует допустить некую Первопричину, которая будучи первой в ряду, имеет причину в самой себе. Это и будет Бог.
«Что привело их (небо, землю, воздух, воду и другие элементы – ред.) в движение и движет беспрестанно и беспрепятственно? Разве не художник этого, вложивший во все определение, по которому Вселенная идет своим путем и управляется? Но кто – художник этого? Разве не Тот, Кто создал это и привел в бытие?»
Св. Иоанн Дамаскин «Точное изложение православной веры», книга 1
Извлекая уроки из причинно-следственных связей в природе, рассматривая красоту мироздания, человек может с помощью естественных способностей своего разума прийти к мысли о бытии Бога и определению некоторых Его свойств, например, Премудрости, Благости, Вечности. Однако этих знаний оказывается недостаточно, когда человек задумывается о цели, ради которой создан мир, ради которой создан и сам человек. Не дает естественное откровение ответа на вопросы об образе бытия Бога, о Его сущности. В силу своих ограниченных способностей человек нуждается в откровении непосредственном. Некоторые окрыленные высокими исканиями люди, ценившие более всего чистоту души, искали видеть Бога «лицом к лицу». Их глубокая вера открыла максимальные высоты познания, находящиеся за пределами естественных человеческих возможностей…