Найти в Дзене

Из песни слов не выкинешь...

Маленьким ребёнком после военных кораблей и легковых автомашин я больше всего любил рисовать Ленина. Чаще всего в профиль, но иногда он залезал на броневик, а броневики тоже входили в сферу моих интересов. Мама не поощряла мою лениниану, говорила, что маленьким детям Ленина рисовать не рекомендуется. Но, думаю, что она просто опасалась непредсказуемых соседей по коммуналке, которые ещё помнили, как в 37-м арестовывали моих деда и бабушку. Деда через полгода расстреляли, а бабушка 16 лет спустя вернулась домой.

Ленин же смущал меня только одной деталью - он был лысый. А я знал, что идеальный человек, каким был Ильич, не может облысеть. И это несоответствие волновало моё детское воображение.

В первом классе школы Ленин интересовал меня как объект для рисования ещё некоторое время, но вскоре я открыл другие интересные темы, такие как средневековые рыцари и индейцы. А в четвёртом классе, когда нас стали таскать на субботники, Ильич уже стал раздражать, особенно его бревно. К пятому классу с ленинианой даже в мыслях было покончено.

Вернулся я к этой теме уже с фотоаппаратом. Помогают мне в этом коммунисты и коммерсанты. Коммунисты более симпатичны - они искренние в любви к вождю и старенькие.

Апрель 1991.  Nikon FM2; Nikkor 35/1,4; Kodak Ektachrome E100
Апрель 1991. Nikon FM2; Nikkor 35/1,4; Kodak Ektachrome E100

Коммерсанты симпатий не вызывают. Ни «ленины», ни «марксы», ни все остальные. Агрессивные они какие-то и жадные.

У меня их - «лениных» - много: идёшь по Никольской или Красной площади, они там кормятся как воробышки вместе с «марксами» и «сталинами», суетливые и смешные, хотя, как говорится - сам не сдохни.

Ленин на отдыхе, январь 2005.  Canon EOS D60; EF 28-70/2,8 L (50 mm); 1/500; f/9; ISO 400
Ленин на отдыхе, январь 2005. Canon EOS D60; EF 28-70/2,8 L (50 mm); 1/500; f/9; ISO 400

Ничего особенного в этих снимках нет. Делаю, чтобы зафиксировать, как меняются лица и одежда москвичей и туристов. Хотя отличить москвича от туриста почти невозможно.

Однажды увидел семью, которая выстроилась фотографироваться с «Лениным» и «Марксом» на фоне Исторического музея. Я тоже на них нацелился. Но тут «Ильич» меня заметил, надулся как мышь на Крупскую, повернулся спиной и что-то сказал «Марксу». Тот подходит ко мне и говорит: «Совесть имей. Дай по сотенке и снимай сколько хочешь». Но совести у меня не оказалось, да и щёлкнул только раз просто из вредности. Да и «Ленин» - так себе, непохожий.

Москва 2001.  Canon EOS 1; EF 28-70/2,8 L; Kodak Ektachrome E100
Москва 2001. Canon EOS 1; EF 28-70/2,8 L; Kodak Ektachrome E100

В 2022-м, конечно, картинка поменялась. В «наши трудные времена» (интересно, когда на Руси они были «нетрудные»?) туристов на Красной площади мало. Кормиться двойникам не с кого. Мелькнёт одинокий «Ленин» вдали и не угонишься. Да и Красная площадь всё под какие-то мероприятия заставлена, не то что раньше.

А раньше перед мавзолеем отличников в пионеры принимали - в третьем классе. Меня в отличники не взяли из-за тройки по пению. А так хотелось...

Ещё пионеров в Москве принимали во всех местах, которые пометил Ильич: на снимке внизу мою будущую жену принимают в сквере перед заводом имени Владимира Ильича. Вон, самая симпатичная девочка как раз моя супруга - она, вообще-то, не собиралась пионерить, но её всё-таки повязали.

Снимок уникальный, т.к. это один из редких кадров, где мой ещё молодой тесть попал в экспозицию и случайно навёл на резкость.

Приём в пионеры.  Апрель 1968.
Приём в пионеры. Апрель 1968.

Но самое почётное место для пионеров, конечно, Красная площадь перед мавзолеем.

В самом мавзолее я был два раза. Первый раз в 7 лет с отцом. Очередь была огроменная. Отец взял меня на руки и вручил мне свою кепку перед входом в склеп. Кепку я тотчас водрузил на голову - за это и получил подзатыльник. Было обидно, потому что непонятно за что. А сам Ленин не запомнился - было неприятно смотреть на труп, поэтому я больше рассматривал охранников.

Второй раз в середине 90-х годов. Очередь поменьше, но тоже ого-го. Должен был сфотографировать Ильича для агентства, но охрана не дала этого сделать. Ну и правильно - нечего бесплатно на кнопки нажимать: тогда уже можно было договориться и за небольшую денежку организовать съёмку. А, кроме того, дико всё это.

Как-то с женой были в воскресенье на Литургии в храме Покрова Пресвятой Богородицы на Рву, более известном как храм Василия Блаженного. Открою «тайну»: по воскресениям там служат Литургию, и вы можете совершенно бесплатно пройти в этот непонятно почему ещё музейный комплекс. Обычно гости Москвы об этом не знают и платят за проход в частично действующий храм большие деньги. Кажется, 700 рублей сейчас.

Февраль 1991.  Nikon F3; Nikkor 35/1,4; Kodak Ektachrome 400
Февраль 1991. Nikon F3; Nikkor 35/1,4; Kodak Ektachrome 400

Вышли из храма и идём себе мимо мавзолея. И вдруг какая-то жалость накатилась к Ильичу. Думаю, чего же это, мужик, тебя никак не похоронят. Ходят, смотрят как на чучело из зоологического музея. Раньше, хоть, любили и уважали, а теперь... Соорудили бы на Волковом кладбище в Питере большой и красивый склеп, да и лежал бы ты рядом со своей мамой, как хотел. По-человечески...