Найти в Дзене

ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ИОАННА (ч.22): СВИДЕТЕЛЬСТВО ИОАННА О ХРИСТЕ

«Приходящий свыше и есть выше всех; а сущий от земли земной и есть и говорит, как сущий от земли. Приходящий с небес выше всех, и что Он видел и слышал, о том и свидетельствует, и никто не принимает свидетельства Его. Принявший Его свидетельство этим запечатлел, что Бог истинен. Ибо Тот, Которого послал Бог, говорит слова Божии, так как не мерой даёт Бог Духа. Отец любит Сына и всё дал в руку Его. Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребудет на нём» (Ин. 3:31–36).

Стихи 31, 32. Стихи 31–36 представляются отражением мыслей самого автора Евангелия от Иоанна. Помимо стилистических отличий, в них просматриваются аллюзии на слова Иисуса. По этим и другим причинам складывается впечатление, что Иоанн, автор, написал эти слова спустя много лет после установления церкви.

Иоанн Креститель радовался возвышению Иисуса (3:29, 30). Стихи 31 и 32 объясняют, почему Иисус должен возрастать, то есть, становиться более великим, чем Иоанн Креститель.

Во-первых, Иисус был более великим, потому что Он был свыше и следовательно, выше всех. Как уже отмечалось, Иисус обладал высшей властью, чтобы говорить о небесном (см. 3:13). В отличие от Него, все остальные были и есть от земли (эк тэк гэс), а не с небес (эк тоу оураноу), а потому ограничены в силу своей человеческой природы. Поскольку Иоанн Креститель был «от земли», он неизбежно должен был умаляться. Это истинно и в отношении его, и в отношении других людей. Апостол Иоанн повторил последние два слова в 3:31 «выше всех», делая на них особый акцент. Он утверждал, что Иисус был «с небес», не от земли, и потому «выше всех».

Во-вторых, Иисус был более великим, чем Иоанн, потому что Он обладал первичным знанием о том, о чём свидетельствовал. Иоанн Креститель свидетельствовал об Иисусе (1:7), а Иисус свидетельствовал об истине, о том, что Он видел и слышал. Поскольку Иисус был свыше, Ему было дано знать то, о чём Он говорил. Ведь Он Сам был Богом. Он имел ту же природу, что и Его Отец, и разделял с Ним всё то, «что видел у Отца [Своего]» (8:38). Всё, что говорил Иисус, было надёжным, потому что Он непосредственно видел и слышал то, о чём свидетельствовал. После этих слов об Иисусе апостол Иоанн повторил сказанное в 3:11: «И никто не принимает свидетельства Его».

Стихи 33, 34. Слово «никто» в предыдущем стихе не следует воспринимать абсолютно, поскольку были и те, кто приняли Его свидетельство. Подобно 1:11, 12, это отрицательное заявление допускает исключения. Некоторые люди «приняли Его свидетельство», таким образом признав, что Бог истинен. Тем самым они, говоря образным языком, запечатлели, то есть закрепили печатью, божественное послание. Принявшие то, что сказал Иисус, тем самым принимали то, что ранее сказал Бог.

В прошлом Бог посылал к людям немало вестников, чтобы передать им Своё послание. Каждый из этих пророков получал Духа в соответствии с возложенной на него миссией. С Иисусом было иначе, ибо Ему не мерой дал Бог Духа. Тем самым Иисусу была дана неограниченная способность говорить о небесных вещах и возвещать слова Божии.

Стихи 35, 36. В-третьих, Иоанн сказал, что Иисус был более великим и Его следовало слушать, потому что Ему была дана власть от Отца. Отец всё дал в руку Его из-за великой любви к Своему Сыну. В этом стихе и в 5:20 Иоанн говорит о том, что Отец любит Сына. В 3:35 используется глагол агапао, тогда как в 5:20 глагол филео, что указывает на склонность Иоанна к использованию синонимов. Божья любовь является причиной того, что Иисусу был дан Дух без меры. В других местах об этой власти говорит Сам Господь (Мф. 11:27; 28:18; Лк. 10:22).

Стих 36 является кульминацией этой главы, подводя итог всему, что было сказано о новом рождении. Только сохранив веру в Иисуса, можно обрести вечную жизнь. Выражения «верующий в Сына» и «не верующий в Сына» («тот, кто отвергает Сына»; Международное Библейское Общество, «кто ослушается Сына Божьего»; Современный Перевод) означают противоположности. Слово апейтон, переведённое здесь как «не верующий», дословно означает «не повиноваться, ослушаться» и служит контрастом стоящему рядом слову пистеуон, «верить». Вера в Сына влечёт за собой послушание Ему, тогда как непослушание Сыну ведёт к неверию в Него. Оба слова в греческом тексте являются формами причастия настоящего времени, что указывает на постоянный характер как веры, так и неверия. Понятие «верить» в этом отрывке означает действующую веру. Если коротко, то спасает та вера, которая проявляется в послушании. В библейском понимании вера — больше, чем ментальное признание или интеллектуальное принятие кого-либо или чего-либо. Вера без дел, тех дел, которыми вера достигает совершенства, является мёртвой (Иак. 2:22, 26).

Иоанн снова использует утвердительное предложение, за которым следует отрицательное: тот, кто пребывает в послушной вере, имеет жизнь вечную, а тот, кто упорствует в непослушании, не увидит жизни. Иными словами, непокорные испытают на себе гнев Божий. В наш век постмодернизма были предприняты попытки смягчить или сгладить понятие Божьего гнева. Однако Писания однозначно и многократно говорят о Божьем гневе. Божий гнев полностью согласуется с природой Бога и Его совершенной святостью. Богу отвратительно всякое зло, включая неверие в Его Сына. Божий гнев пребывает на тех, кто делает зло и отвергает Его Сына. Таким образом, вера в Иисуса, Божьего Сына, является важным условием для обретения вечной жизни.

Евангелие от Марка