- Мы живем в свободной стране. - Пойди поищи ее, свободу. Мне один говорил: сколько у тебя есть в кармане, на столько у тебя и свободы.
Что ж, прошло уже почти сто лет, а собственно в отношении жизни обычного работяги ничего не изменилось. Сегодня дорогие подписчики мы рассмотрим одну из жестоких и замечательных книг классики американской литературы. Гроздья Гнева Джон Стейнбек.
Жестокая реальность великая депрессия наступила, семьи снимаются со своих ферм и выдвигаются в поисках лучшей жизни и работы в другие штаты. А почему? На смену человеческому труду пришел на замену механический трактор, заменяющий собой десяток рабочих рук. Что остается делать мужчинам для которых фермы это вся их жизнь, на которых они росли, на которых трудились их отцы, и отцы их отцов. Наступило другое время, когда тебе уже ничего не принадлежит, а лишь банкам, и банк диктует как использовать землю и рабочую силу, банку не нужны толпы рабочих, банку нужны прибыли, а прибыли получаются только в том случае, когда из земли выжат максимум и при экономии на плате рабочих, либо замена трактором. Прибыли диктуют теперь направление цивилизации, и ни что не остановит банки на пути к ним. Люди будут умирать, пухнуть от голода и толпы людей будет косить болезнь. Это преступление, преступление против природы против человека.
Это преступление, которому нет имени. Это горе, которое не измерить никакими слезами. Это поражение, которое повергает в прах все наши успехи. Плодородная земля, прямые ряды деревьев, крепкие стволы и сочные фрукты. А дети, умирающие от пеллагры, должны умереть, потому что апельсины не приносят прибыли. И следователи должны выдавать справки: смерть в результате недоедания, потому что пища должна гнить, потому что ее гноят намеренно. Люди приходят с сетями вылавливать картофель из реки, но охрана гонит их прочь; они приезжают в дребезжащих автомобилях за выброшенными апельсинами, но керосин уже сделал свое дело. И они стоят в оцепенении и смотрят на проплывающий мимо картофель, слышат визг свиней, которых режут и засыпают известью в канавах, смотрят на апельсинные горы, по которым съезжают вниз оползни зловонной жижи; и в глазах людей поражение; в глазах голодных зреет гнев. В душах людей наливаются и зреют гроздья гнева — тяжелые гроздья, и дозревать им теперь уже недолго.
Мы живем в кошмаре, где правит бог денег для которого только прибыли есть закон. Но писатель нам показывает поистине библейский сюжет из книги "исход" , когда людей выгоняют из их земель столетиями занятых ими, и в на пути к цели они теряют и приобретают, и снова теряют. Что мы собственно и видим так же в книге, снявшись с своей фермы на пути в поисках работы, семья Джоудов редеет почти с каждой сотней километров, но в конечном итоге идея, самое главное здесь идея, перед которой даже апостолы бога денег теряют себя и поджав хвост сбегают. Идея объединения и единения народа в единое целое.
– Если миллион акров нужен ему, чтобы почувствовать свое богатство, значит, душа у него нищая, а с такой душой никакие миллионы не помогут. Потому, может, он во всем и разуверился – чувствует, что нет у него богатства…
Мы видим какие временные лагеря на своем пути встречают Джоуды, и в большинстве встречают разрозненные палатки, где в каждой каждый стремиться найти работу не находя ее, а заслышав о ней скрытно пытается ее достать, в таких лагерях шерифы и их подручные "понятые" беспрепятственно могут убивать людей когда им захочется лишь потому, что это грязные "ОКИ" Название, используемое уже в 1907 году в США в основном для обозначения жителей штата Оклахома. Является производным от названия штата. Чаще с негативным оттенком применялось в 1930-х годах в Калифорнии по отношению к очень бедным переселенцам из Оклахомы и соседних штатов.
Человек сливается воедино с тем местом, где живёт. А когда мыкаешься по дорогам в забитой всяким скарбом машине, тогда ты не полный человек. Ты мертвец.
Стейнбек наглядно показывает, что за народ этот Оки, презираемые жителями штата Калифорнии, они несут в себе лишь гордость за себя и близких, хоть у них и не осталось крова, они нашли в себе силы двигаться дальше, искать, находить, работать. Поэтому они и стали так презираемы, потому что многие так не смогли бы, это бросается в глаза, этого бояться, а презрением прикрывают свой страх.
Поистине катастрофические события передает нам писатель, когда человек из за прибылей банка, теряет не только друзей, но и семью, честь и достоинство работая за деньги, на которые даже ужин не купишь.
Корпорации грабят народ, на этом и держится их так называемый успех, и спустя сто лет такая модель стала доминантной по всему миру.
Но надежда есть, когда объединиться простой народ ради великой идеи, возможно настанет мир без преступлений против природы. Но пока ни религия, ни деньги, ни что не может остановить корпорации от рабовладельчества.
С земли согнали одного фермера, одну семью; вот его дряхлая машина со скрипом ползет по шоссе на Запад. Я лишился земли, моей землей завладел трактор. Я один, я не знаю, что делать. А ночью эта семья останавливается у придорожной канавы, и к ее становищу подъезжает другая семья, и палаток уже не одна, а две. Двое мужчин присаживаются на корточки поговорить, а женщины и дети стоят и слушают. Вы, кому ненавистны перемены, кто страшится революций, смотрите: вот точка, в которой пересекаются человеческие жизни. Разъедините этих двоих мужчин; заставьте их ненавидеть, бояться друг друга, не доверять друг другу. Ведь здесь начинается то, что внушает вам страх. Здесь это в зародыше. Ибо в формулу «я лишился своей земли» вносится поправка; клетка делится, и из этого деления возникает то, что вам ненавистно: «Мы лишились нашей земли». Вот где таится опасность, ибо двое уже не так одиноки, как один. И из этого первого «мы» возникает нечто еще более опасное: «У меня есть немного хлеба» плюс «у меня его совсем нет». И если в сумме получается «у нас есть немного хлеба», значит, все стало на свое место и движение получило направленность. Теперь остается сделать несложное умножение, и эта земля, этот трактор – наши. Двое мужчин, присевших на корточки у маленького костра, мясо в котелке, молчаливые женщины с застывшим взглядом; позади них ребятишки, жадно вслушивающиеся в непонятные речи. Надвигается ночь. Малыш простудился. Вот, возьми одеяло. Оно шерстяное. Осталось еще от матери. Возьми, накрой им ребенка. Вот что надо бомбить. Вот где начинается переход от «я» к «мы».
Потрясающая книга, жестокая и реалистичная, вне мы не найдем жеманности и девочкиных сказок. Это книга писалась для людей которым стоит принять на себя ответственность за мир, за женщин, детей и стариков. Время циклично, и всегда все держится на мужчинах, если мужчина сломается, что останется делать остальным? Определенно стоит читать всем, чтобы понимать современное мироустройство, не надо розовых очков, нужны гроздья гнева, и они уже созревают, и тогда гнев обрушится на головы тех, кто этот гнев столетиями подпитывал народ.
#американская классика #читаем вместе #книги на каждый день
Ваши шансы увидеть мои новые посты быстро уменьшатся до нуля, если вы не лайкаете, не комментируете и не делитесь в соцсетях