Ростовская область, 27 ноября 2022. DON24.RU. На этой неделе поступили сообщения о новом повороте в судьбе Вадима Варшавского – одного из самых деятельных предпринимателей в Ростовской области в постсоветскую эпоху. По решению суда человек, входивший в список «Форбса», был признан банкротом.
В октябре 2019 года корреспонденты ИА «ДОН 24» встретились с Варшавским в Ростове. Тогда он уже был арестован по делу о неуплате налогов, но был временно освобожден из-под стражи. Вот что тогда рассказал бизнесмен нашим корреспондентам.
«Я по-прежнему заключенный и нахожусь под домашним арестом, – сообщил Вадим Варшавский. – Сейчас прилетел в Ростове для того, чтобы принять участие в судебных заседаниях по делу о якобы неуплаченных мною налогах. Мое пребывание в Ростове вполне официальное – разрешение на поезду мне дала следователь, которая ведет мое дело в Москве. Вы случайно меня тут встретили».
Бывший миллиардер сидел за столиком в одном из ростовских ресторанов на улице Соколова. Он пригласил нас, автора этих строк и Софью Брыканову, разделить с ним скромный ужин. На правах хозяина он заказал для нас в ресторане сладости и бокал французского коньяка.Так что в нашей судьбе состоялся ужин с человеком из списка «Форбса».
По словам предпринимателя, против него расследуются два уголовных дела. Одно – в Москве, по обвинению в хищении кредита в банке «Петрокоммерц» на 2,5 млрд рублей, другое – в Ростове, по обвинению в неуплате налогов. В беседе с ИА «ДОН 24» Варшавский отверг оба обвинения.
«По первому делу, возбужденному в 2018-м, меня сразу сделали обвиняемым, – рассказал предприниматель. – Арестовали меня в марте. В тот день я ехал на работу и вез внука в школу. Машину остановили «гладиаторы» (так Варшавский назвал сотрудников правоохранительных органов в черных масках), выкинули на асфальт. Девять месяцев я просидел в тюрьме, где чуть не умер – у меня диабет. Затем вылечили, для чего потребовались операции. В результате я похудел на 30 кг».
В интервью Варшавский заявил, что инициатором уголовного преследования против него стал полковник ФСБ, позднее арестованный по подозрению во взяточничестве. Бизнесмен назвал фамилию своего врага, которая в те дни постоянно мелькала в скандальной хронике СМИ. Именно этот человек разрушил бизнес-империю миллиардера.
«Это он посадил меня в тюрьму – сказал Варшавский – Меня обвиняют в том что я похитил 2,5 млрд рублей у банка. Поясню: кредит на эту сумму взял завод, который к тому времени мне уже не принадлежал. Деньги, по моим сведениям, благополучно вернулись в банк. А меня обвиняют в хищении».
По делу о неуплате налогов в Ростове фабула, по словам коммерсанта, такова:
«Несколько лет назад налоговая служба начала проверку принадлежащего мне РЭМЗа (Ростовский электрометаллургический завод). Высокопоставленный сотрудник налоговой инспекции (Варшавский назвал его точную должность и фамилию) потребовал у меня 200 млн рублей за то, чтобы результаты проверки были благоприятными. Я отказался. Так появилось надуманное дело о неуплате налогов».
Коснулся Варшавский и некоторых подробностей того, как он создавал бизнес в Ростовской области.
«Я построил РЭМЗ за собственные деньги, потратив на это 7 млрд рублей (тогда это было больше 300 млн долларов). Завод был построен и успешно работал. В 2009 году я продал завод «Мечелу». Поскольку завод должен был мне те самые семь миллиардов, на эту сумму были выпущены векселя, которые я передал «Мечелу». В 2013 году по соглашению с «Мечелом» векселя ко мне вернулись. Я простил этот долг, чтобы предприятие работало. За время своего существования построенный мной РЭМЗ заплатил 8 млрд налогов. Я уж не говорю о том, что обеспечил работой и зарплатой более тысячи человек. Но налоговая инспекция с подобным поворотом событий не согласилась и расценила это как неуплату налогов на полмиллиарда рублей».
Возникли претензии к Варшавскому и со стороны нынешнего руководства недостроенного завода «Донбиотех» в Волгодонске.
«В создание «Донбиотеха» я вложил 15 млн евро собственных средств, – сообщил Вадим Варшавский. – А теперь меня обвиняют в том, что завод арендовал офис в Москве».
В Ростовской области Варшавский создал настоящую деловую империю. Ему принадлежали крупные предприятия в различных сферах экономики. Помимо металлургического завода РЭМЗ и завода по выпуску пищевого сырья «Донбиотех» он создал «Русскую свинину», один из ведущих животноводческих комплексов на юге России, построил много жилых домов. Он инвестировал большие средства в развитие угольной промышленности, благодаря чему удалось возродить эту ключевую для Дона отрасль.
«Сейчас все предприятия у меня отобрали, – продолжил предприниматель. – Пока я сидел в тюрьме, у меня отобрали банк в Ростове – Русский национальный банк. Но я намерен доказать свою невинность и вернуть свои активы».
Сидя за столиком уличного ресторана, предприниматель выразил опасение, что его снова могут посадить. На вопрос, не хотелось ли ему покинуть страну, Варшавский не задумываясь ответил:
«Нет. У меня тут семья, дочери, внуки. Жена, которая со мной 40 лет. Тесть в возрасте. Когда я сидел в тюрьме, теща этого не выдержала и умерла. А потом, куда мне ехать? Мне 58 лет, кому я нужен? Я не знаю ни одного языка, кроме русского».
В Ростове предприниматель бывал не раз, но сейчас миллиардер из списка «Форбса» крайне ограничен в передвижениях по городу. Даже за сигаретами не может сходить в соседний от гостиницы магазин и просит знакомого купить ему «Ротманс».
«Что ж, я здравомыслящий человек, всегда стараюсь мыслить категориями предпринимателя, т. е. некоего корпоративного управления. Я многих знаю из списка «Форбса». Вы должны понимать, что после нескольких десятков миллионов для каждого разумного человека пропадает вопрос потребления. Когда люди стали богаты, у них появляется новая шкала потребления – яхты, самолеты, недвижимость за рубежом, обучение детей в престижных западных вузах. Но и у этого потребления есть границы. Нельзя же одной задницей сидеть на двух золотых унитазах. Ваши физиологические потребности как были, так и остались».
Когда у богатых людей появились огромные деньги, взялась мода приобретать себе другие семьи, добавил Варшавский. Они стали бросать своих жен – тех, с кем начинали. «Это все от большого количества возможностей. Но жизнь показала, что чувства к молодым красивым женщинам быстро улетучиваются, поскольку эти отношения не заложены в парадигму семьи».
«Я разделяю позицию, что распад СССР был самой большой трагедией XX века, – подчеркнул Вадим Варшавский. – Я родился в Советском Союзе, у меня жена украинка, один зять русский (племянник режиссера Федора Бондарчука), второй полуармянин, отец еврей, мама русская. Теща из украинского города Ахтырка Сумской области. Моя семья – это СССР в чистом виде».
Может, имело смысл попробовать свои силы в политике? Но и это предложение бизнесмен отверг:
«Я всегда был вне политики. Полагал, что смогу обойти политику. Вот только политика меня не обходит».
Кстати, в Ростовской области Варшавскому принадлежало несколько шахт, два завода (РЭМЗ в Шахтах и «Донбиотех» в Волгодонске), свинокомплексы в поселке Целина, Каменском и Миллеровском районах, предприятия по переработке мяса в Батайске, Миллеровском и Тарасовском районах, торговые предприятия в Кагальницком районе и Батайске, банк в Ростове-на-Дону.