Чтобы начать разговор о том, какие грамматические ошибки искать в задании 8, в первую очередь нужно понять, что такое грамматические.
Грамматика — это раздел языкознания, в рамках которого изучают, как слова должны сочетаться друг с другом. Например, правила грамматики заставляют нас ставить слово в дательный падеж с глаголом «обещать». А также именно они говорят нам, как в русском языке строятся предложения. Получается, что в этот раздел входят морфология и синтаксис.
Значит в задании номер восемь мы не ищем пунктуационные ошибки или орфографические. Мы ищем неправильные формы слов и строения предложений.
Франкенштейн среди частей речи
Можно назвать причастие Франкенштейном, потому что оно наводит ужас на всех школьников и потому что его как будто склеили из двух частей речи: прилагательного и глагола. Итак, во-первых, причастие образуется от глагола, а во-вторых, имеет окончание, как прилагательное.
Зачем нам нужны эти два факта? Первый нужен, чтобы знать, как отличить причастие от прилагательного. Второй нужен, чтобы вспомнить: прилагательное часто зависит от существительного или местоимения, оно копирует их род число и падеж. Отсюда следует, что окончание прилагательного проверяется с помощью вопроса.
Например, син… цвета — цвета (какого?) синего
Какой? — окончания -ой/-ий/-ый
Какая? — окончания -ая/-яя
Какое? — окончания -ое/-ее
Какие? — окончания -ие/-ые
Проверить окончание по вопросу можно и у причастия. Иногда это даже необходимо, особенно когда на конце есть постфикс -ся.
Например, качающ…ся маятника — маятника (какого?) качающегося
Причастный оборот
Причастный оборот состоит из причастия и зависимых слов. После этого утверждения рождается логичный вопрос: «Что значит зависимое?» Если просто, то зависимость — возможность задать вопрос. Значит от причастия мы задаём вопрос к зависимому слову.
Мужчина, сидящий у окна, мастерил игрушку.
Сидящий (где?) у окна
Так, у причастия есть зависимое слово, и вместе они образуют причастный оборот «сидящий у окна».
Но теперь стоит вспомнить, что причастие переняло кое-что у прилагательного. Причастие тоже должно у кого-то копировать род, число и падеж. И тут в игру вступает определяемое слово — от него можно задать вопрос к причастному обороту.
Мужчина, сидящий у окна, мастерил игрушку.
Мужчина (какой?) сидящий у окна.
Значит, «мужчина» — это определяемое слово. «У окна» — зависимое от причастия.
Распространённая ошибка, которую совершают некоторые ученики:
Мужчина ремонтировал сломанную игрушку.
Сломанную (что?) игрушку (получается «игрушку» зависимое слово)
Во-первых, зависимость в предложении такая: ремонтировал (кого? что?) игрушку, а игрушку (какую?) сломанную. Во-вторых, даже если допустить возможность такого вопроса, то мы лишили причастие определяемого слова.
Ошибка №1 в ЕГЭ: игнорирование определяемого слова
Первый тип ошибок, которые встречаются в ЕГЭ, — несогласование в роде, числе или падеже, определяемого слова и причастия. Например:
Здесь располагаются болота, образованное путём оседания песков.
Проверяем с помощь вопроса правильность окончания причастия:
Болота (какие?) образованные
Ошибка №2: почему нельзя просто взять и раздробить оборот?
Важный момент для построения русского предложения, определяемое слово стоит либо до, либо после причастного оборота.
Вторым типом ошибок можно назвать дробление. В этом случае посередине оборота будет стоять определяемое слово. Например:
Есть большое количество посвящённых произведений женщине.
Логика рассуждения должна быть такой: «посвящённых» — это причастие. Посвящённых (кому? чему?) женщине. Значит, причастный оборот — «посвящённых женщине». Определяемое слово — «произведений», потому что «произведений» (каких?) «посвящённых женщине».
Таким образом, правильное построение предложения: «Есть много произведений, посвящённых женщине» или «Есть много посвящённых женщине произведений».
Что я думаю?
Подвожу итог своих рассуждений. В восьмом задании необходимо сначала прочитать ошибки. Если вы нашли такую: «неправильное построение предложения с причастным оборотом», то следует найти предложения с причастными оборотами. Чаще всего их два (не всегда): в одном есть ошибка, в другом — нет.
После этого провести проверки предложений с оборотами:
- Определить по вопросу окончание причастия.
- Посмотреть, где стоит определяемое слово.
Вопросы к читателям:
Есть ли у вас лайфхаки, которые вы применяете для решения 8 задания?
Автор: Анастасия Шендрик, глаголом жгу сердца учеников и рассказываю смешные истории.