Найти тему
Фёдор Порохин

Кола как предрассудок*

Байкал вкуснее колы. Его вкус натуральный, содержит экстракты натуральных трав, оттого богаче. Сравнивать Байкал с колой то же, что сравнивать самую слабую советскую песню с самой сильной иностранной, победит более выразительная советская как по музыкальному содержанию, так и по смыслу, заложенному в её тексте. Вкус колы, напротив, синтетический. У пробующего её не родится ассоциации с существующим в природе вкусом или запахом. И нам привили любовь именно к синтетике.

Это не просто любовь, это символ эпохи. Это суррогат свободы и выражение полнейшего индивидуализма в удобной упаковке. Это буржуазная демократия «Как в учебнике», а не как на самом деле. В конце концов, это «Остаточнэ прощавай», брошенное в адрес «Совка», ненавидеть который нас приучила всё та же Кока-кола.

А чтобы любовь к «Вкусной и освежающей» была сильнее, нас связали с ней повсеместной рекламой по телевизору и на билбордах, холодильниками в магазинах, активными продажами в общепите. Получился простой авторитарный догмат: «Кола – удовольствие».

Он держится на страхе, что «Лучший друг вашей жажды» уйдёт от нас, а ему на смену вернётся «Совок», дефицит и квас из бочки. Гранёный стакан и шапка-ушанка будут править балом вместо «Чёрного короля напитков» из пластиковой бутылки. А новогодние грузовики больше никогда не приедут. В этом догмате, как и в любом другом, сомневаться запрещено. Если мы откажемся от навязанной нам в 91 году «свободы», то сразу же потеряем навсегда её таинственный «вкус» и больше не сможем потреблять в торговых центрах. А душа будет пустой и липкой, как заветренный стеклянный стакан с логотипом ушедшего бренда, кем-то оставленный на столе дачного домика прошлым летом. Этот страх неконтролируемый – всё в этом мире зависит не от нас, а от заправил из Уан Кока-Кола Плаза, города Атланта, штата Джорджия.

…Бертран Рассел писал: «Нравственное совершенствование достижимо лишь на пути преодоления предрассудков». И правда, мы находимся в плену у предрассудков относительно «ауры (вайба) колы», и не можем трезво оценить, что с её уходом мир не превратится в пустыню. Он продолжит существовать, будут и другие напитки. Так всё же, насколько правдив догмат о свободе, которую нам навязали продавцы «Реального выбора Америки»? Может, свободу мы обретаем только теперь, когда нас демонстративно лишили «Её вкуса»? Может, сейчас самое время, чтобы преодолеть предрассудки?

Но не обольщайтесь, Кола уже уходила из других рынков, и она возвращалась туда после того, как никчёмные буржуазные демократы уже продали свою Родину этому напитку ради «Жизни со вкусом»: в 2005 году Кола вернулась в растерзанный США Ирак, в 2012 году она вернулась в Мьянму после победы на выборах «демократов». На Кубу, лишённую этих «Вливаний» в 1960 году, и в КНДР она пока не вернулась…

Вернётся ли она в Россию? Надеюсь, что нет!

*Почти каждое выражение в кавычках – рекламный слоган Кока-колы.