Найти в Дзене

Сопровождение налоговой проверки по НДПИ

Оглавление

В ходе налоговых проверок правильности исчисления и полноты уплаты налога на добычу полезных ископаемых налоговые органы запрашивают немалое количество документов. Под угрозой штрафа, предусмотренного п. 1 ст. 126 НК РФ (200 руб. за каждый непредставленный документ), недропользователи спешат отдать все, что у них запросят.

Такая исполнительность может обойтись предприятию дорого. В худшем случае налогоплательщик получит доначисление НДПИ, которое не сможет отбить ни он сам, ни опытные юристы. Если же отбить сможет, то траты на квалифицированную помощь могут оказаться весьма значительными.

В свете этого стоит разобраться получше, а что вправе требовать налоговый орган в рамках налоговой проверки.

Налоговые проверки разделяются на камеральные (КНП) и выездные (ВНП). В рамках КНП исследуются обязательства по НДПИ за 1 месяц, а в рамках ВНП налоговый орган может проверить до 3-х лет, предшествующих году назначения проверки, причем такая проверка может быть комплексной, то есть охватывающей сразу несколько налогов.

Требования, полученные в рамках КНП

Свои широкие запросы документов в рамках камеральной проверки налоговый орган обосновывает п. 9 ст. 88 НК РФ:

9. При проведении камеральной налоговой проверки по налогам, связанным с использованием природных ресурсов, налоговые органы вправе … истребовать у налогоплательщика иные документы, являющиеся основанием для исчисления и уплаты таких налогов.

Слова «являющиеся основанием для исчисления и уплаты таких налогов» должны быть мерилом при разрешении вопроса, давать тот или иной документ.

Налоговые органы полагают, что все на Земле связано с исчислением налогов, если не прямо, то опосредованно. В налоговую базу ДПИ попадает амортизация горной техники – горная техника должна соответствовать нормам безопасности – запросим у налогоплательщика доказательства того, что его техника имеет сертификаты безопасности.

Сразу предупредим, что этот пример не взят нами из реальной проверки, а смоделирован для иллюстративных целей. Но с реальными запросами этот пример объединяет то, что налоговые органы пытаются стать универсальным надзорным органом, заменяющим собой, к примеру, Росприроднадзор и Ростехнадзор.

А когда налоговые органы объясняют, что годовой норматив потерь должен соблюдаться на интервале месяц, то возникает вопрос, почему полномочие согласовывать нормативы потерь возложено на ЦКР-ТПИ Роснедр, а не на ЦКР-ТПИ ФНС России.

Но закончим с сарказмом и вернемся к п. 9 ст. 88 НК РФ. Формулировка этой нормы должна пониматься буквально, а именно – дайте те документы, которые были использованы бухгалтером для расчета НДПИ. Если, к примеру, речь идет о количестве ДПИ и потерь, то бухгалтер использует справку, подготовленную геолого-маркшейдерской службой, или ОТК – первичные документы оперативного или геолого-маркшейдерского учета бухгалтером не используются, а потому давать их и не следует.

Если речь идет о проверке правильности определения вида ДПИ, то налоговый орган может довольствоваться документами, названными в НК РФ – стандартом (п. 1 ст. 337 НК РФ), техпроектом (п. 7 ст. 339 НК РФ), техсхемой (подп. 13 п. 2 ст. 337 НК РФ), лицензией (подп. 2 п. 1 ст. 336 и п. 3 ст. 337 НК РФ).

Статотчетность (5-гр, 70-тп, 71-тп, к примеру) никак не влияет на исчисление НДПИ, а потому предоставляться не должна. Более того, не являясь основанием для исчисления НДПИ (термин п. 9 ст. 88 НК РФ), она не может быть истребована в силу запрета из п. 7 ст. 88 НК РФ.

Запрос документов в рамках ВНП

Полномочия налоговых органов в рамках выездной проверки сформулированы пошире (п. 1 ст. 93 НК РФ):

Должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы.

«Необходимые для проверки документы» - термин не очень четкий, но в системном прочтении с нормой подп. 1 п. 1 ст. 31 НК РФ, регламентирующей права налоговых органов, таковыми надо считать «документы, служащие основаниями для исчисления и уплаты налогов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты НДПИ».

Про документы - основания мы написали в предыдущем разделе. Документы - подтверждения - это более широкий термин. И под него уже можно подвести более широкий круг документов.

Ограничивать аппетиты налогового органа по истребованию таких документов в рамках ВНП надо просьбами о разъяснении, каким образом тот или иной документ, по мнению налогового органа, может подтверждать правильность исчисления НДПИ.

К примеру, налоговый орган хочет проверить техпаспорта добычного оборудования на предмет его соответствия техпроекту, чтобы подтвердить правомерность применения ставки 0 по потерям.

На наш взгляд, в данном случае налоговый орган проверяет прежде всего не правомерность применения ставки 0, а проверку соблюдения требований техпроекта, что к его полномочиям не относится. Документы для проверки, являющейся сферой других контролирующих органов, налоговому органу предоставляться не должны.

Этот подход может показаться нарушающим баланс частных и публичных интересов в пользу налогоплательщиков. В действительности это не так. Суть этого подхода состоит в том, что не должно быть избыточного контроля и тем более непрофессионального.

Если контроль за тем, чтобы недропользователи рационально использовали недра, возложен на Росприроднадзор, то налоговому органу следует не дублировать полномочия этого органа, а пользоваться его информацией. Если же информация отсутствует, то делать межведомственный запрос на проведение проверки, а не проводить такую проверку самостоятельно.

Иногда за свои консультации мы не берем платы.
Энциклопедия по НДПИ1 ноября 2022