Надо говорить о своих чувствах группе. Но, даже если вы этого не можете сказать, главное, чтобы это было видно и чувствовалось. Кому-то легче про себя проговаривать. То есть, терапевт не говорит об этом группе на прямую, но произносит внутри, признаётся группе в любви. Вот так можно делать. Группа это чувствует.
Помните, я же вам говорила, что группа всегда про всех всё знает. Она всё чувствует. Поэтому важно, чтобы чувства были не наиграны, важно к этому стремиться, потому что группа будет считывать это эмоционально.
У меня недавно был такой опыт. Как-то мой супервизор меня подловил и дал обратную связь. Я пришла к супервизору и говорю, что я отсупервизировала группу второго уровня, которую веду три года. Поделилась тем, что я поймала себя на чувстве нежелания набирать новых участников. Хотя ещё можно набирать, но мне не хочется.
Супервизор меня спрашивает: «почему?»
Я говорю: «потому, что мне кажется, что мы уже три года отработали, нам осталось два, мы идём к завершению наших отношений, зачем нам ещё дети нужны?»
То есть, как будто бы есть сомнения, что я могу ещё им что-то дать.
Тогда супервизор мне говорит: «получается, что ты, как нарциссический отец чувствуешь и ведёшь себя. Ты проявляешь недоверие в сторону группы. Ведь в групповой терапии терапия группа, а не ты».
Я говорю: «блин! Точно».
Супервизор продолжает: «ты не доверяешь группе».
Я думаю: «точно».
— Ты не хочешь вкладываться в группу?
Я думаю: «точно. Провалилась в контрперенос».
А дальше я уже начинаю с этим работать. Так, всё, я вижу слепое пятно. Ничего себе! У нас впереди два года. А что такое два года? Это же —целый первый уровень. Там работы на этот период. Почему мне показалось мало? Почему я за группу и участников решила, что мне нечего им дать? А ей здесь нечего взять за два года? И, когда я это обнаружила, конечно же, скорректировалась. Я стала очень активно группе это озвучивать.
Во-первых, я поняла это эмоционально, а группа, естественно, сразу же считала. Плюс я подтвердила это словами. Конечно же, я им не говорила, что не доверяла, но говорила о том, что хочу сейчас очень интенсивно в нашу группу вкладываться. Вернее, даже уже это делаю и буду делать дальше. Я им сказала: «я хочу, чтобы вы стали более ресурсными. Мне хочется, чтобы к нам пришло больше людей». И группа меня в этом поддержала.
Они сказали: «да, мы тоже хотим. Это здорово! Это классно!»
И они прямо расцвели. Стали лучше, лучше, лучше работать.
Екатерина Ларионова
Психолог - консультант, практикующий психотерапевт психоаналитического направления, групповой аналитик, духовно-центрированный лайф-коуч, мастер медитаций, счастливая мама и жена.