Про «Абрамс» и его броню сказано много, и ещё больше споров… Кто-то считает броню «американца» ультимативной, а кто-то дырявой. Правы и те и другие, ведь на практике, даже самый лучший M1A2C можно пробить из орудия древнего Т-62 – в лоб.
Броня танка
«В шутке есть только доля шутки, а всё остальное правда». Это можно отнести и к «Абрамсу», а точнее выражения, что его броня, это таблица Менделеева. В неё входят не только элементы NERA (которые в свою очередь состоят из стали, резины и алюминия), корундовая керамика и стеклопластик, но и титан, уран, стали разной плотности и даже графит. В разных модификациях толщина пакета лобового бронирования так же отличается и если в ранних моделях маска орудия чуть выходила за скулы башни, то сейчас маска утоплена, причём значительно.
Лоб корпуса имеет похожую структуру в последних модификациях, но габарит ощутимо меньше. Ранние машины и даже многие М1А2 не сильно отличались от M1A1 HA образца 1988-1990 года. В последних версиях габарит нарастили, состав расширили. В любом случае, всё ранее сказанное имеет опосредованное отношение к главной теме. Как можно пробить М1А2 даже из 115 мм орудия У-5ТС?
Уязвимые зоны
Кто бы что ни говорил, но в любом танке есть слабые места. Дно, крыша, борта и корма это само собой разумеющееся и туда можно расстрелять машину хоть из 30 мм автоматической пушки с удачным исходом для авиации, БМП, ББМ и даже БТР. Но как быть с лобовой проекцией?
В случае подавляющего большинства танков, уязвимыми зонами выступают маска орудия и погон башни. В случае машин советской школы и её копирующих, зона приборов наблюдения водителя, нижняя лобовая деталь. Хотя то же самое касается и ряда западных машин…
Если говорить именно про «Абрамс», то маска и погон по-прежнему ослаблены в сравнении с остальной бронёй. Первая для 115 мм пушки Т-62 будет неприступной, а вот погон настолько слаб, что залетев туда 57 мм снаряд, хлопот у экипажа будет много. Начнём с того, что погон башни это деталь двусоставная и входит в конструкцию, как корпуса, так и самой башни. Соответственно есть зубчатое кольцо и элементы его поворота. У «Абрамса» общая толщина погона составляет около 76 мм стали и несмотря на двусоставную конструкцию, эту зону может пробить даже древний ОБПС для орудия У-5ТС «Молот».
Как это возможно? Всё просто – крыша корпуса над механиком-водителем составляет 30 мм стали без композита, но её угол наклона заставит рикошетить практически любой подкалиберный снаряд с отделяющимся поддоном. Отрикошетив от корпуса, снаряд устремится в погон, как минимум, заклинив его. Если допустить последствия серьёзнее, то попадание в центральную часть погона повредит орудие, попав правее по ходу движения осколки заденут аппаратуру наводчика и самого танкиста, возможно командира, сидящего за ним. Если же попадание будет левее по ходу движения, то нездоровится заряжающему. К тому же, бак с гидравликой для горизонтального наведения башни находится именно левее от пушки и по словам самих же американских танкистов, жидкость довольно едкая и огнеопасная.
Для тех любителей техники НАТО, которые считают, что в погоне более 200 мм стали, могу привести последнее фото. Где там эти 200 мм? Где вы нашли такой габарит стальной преграды? Если вы имеете в виду с углом наклона, то после рикошета от верхней лобовой детали снаряд и так изменит своё направление, нивелировав это преимущество.