Найти в Дзене
Олег Чекрыгин

Апостол Павел и Маркион Синопский (исследование)

Оглавление

Продолжение 7. Начало: https://dzen.ru/media/ochek/apostol-pavel-i-markion-sinopskii-issledovanie-6355240745886359bd6c4953

Важное замечание: отсутствие обещанного автором выделения в тексте полужирным шрифтом является косяком публикации в Дзене

Учение апостола Павла

Настало время заглянуть в то, что считается учением Павла, собранное опять-таки из его посланий – а больше неоткуда ему взяться.

Для этого пересоберем его Послания, включив в них только то, что выделено у Андрея Васильева полужирным шрифтом, то есть точно принадлежало Апостолу Маркиона – и посмотрим, что получится: получится ли текст более-менее связный, или же состоящий из разрозненных обрывков, никак между собой не связанных. Рассматривать нам придется лишь те шесть посланий, которые подробно разобраны отцами-ересиологами: к Римлянам, к Галатам, два к Коринфянам, к Лаодикийцам (оно же – к Ефесянам) и к Колосянам – большего не дано. Однако, ради объективности и оставшиеся четыре послания, якобы входившие в канон Маркиона, мы тоже рассмотрим отдельно, вслед за шестью основными.

Вначале каждого послания мы будем полужирным давать полный текст выбранного нами из послания в качестве точно принадлежавшего Павлу в маркионовом корпусе – чтобы понять, получится ли связный текст, о чем уже упоминалось выше. А после этого текст разбираемого послания мы предполагаем снабжать комментариями, которые, в отличие от полужирного оригинала, будут даны основным шрифтом без выделения. Располагаться они будут в том же порядке, что и в опорной работе Андрея Васильева: к Галатам, к Римлянам, Первое к Коринфянам, Второе к Коринфянам, к Лаодикийцам (Ефесянам) и к Колосянам.

Итак.

Послание к галатам

Текст

1:1 Павел апостол, не от людей и не через человека, но от Иисуса Христа воскресшего из мертвых

1:2 1:3 благодать вам и мир от Бога Отца, и Господа нашего Иисуса Христа,

1:6 Удивляюсь, что вы от призвавшего вас благодатью так скоро переходите к иному благовествованию6, 1:7 иное, отличное от того евангелия, что я проповедую,

1:8 Ангел с неба стал благовествовать вам не то, да будет анафема.

1:9 кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема.

1:15 Когда же [Бог], избравший меня от утробы матери моей

2:1 Потом, через четырнадцать лет, ходил я в Иерусалим благовествование,

вкравшимся лжебратиям, скрытно приходившим подсмотреть за нашею свободою, которую мы имеем во 2:5 мы ни на час не уступили и не покорились,

Петр, Иаков и Иоанн, подали мне руку общения, чтобы мне идти к язычникам, а им к обрезанным,

2:10 только чтобы мы помнили нищих опасаясь обрезанных. не прямо поступают по истине Евангельской,

оправдывается не делами закона, а только верою

2:18 Ибо если я снова созидаю, что разрушил, то сам себя делаю преступником искупившего меня

3:11 Научитесь же, что праведный верою жив будет.

Те же, кто под законом – под проклятием (κατάραν). кто исполняет его, тот будет жить им (ἐν αὐτοῖς).

3:13 Христос искупил (ἐξηγόρασεν) нас от проклятия закона, сделавшись за нас проклятием: «проклят всяк, висящий на древе»,

Очень просто (!).

Итак, мы получили благословение Духа через веру!

3:26 Ибо все вы сыны веры!

Говорю по человеческому разумению доколе мы были в детстве, были порабощены вещественным началам мира (στοιχεῖα);

4:4 но когда пришла полнота (πλήρωμα) времени, Бог послал Сына Своего нам получить усыновление. 4:6 мы – сыны Божии, то послал в сердца наши Духа Своего, вопиющего: «Авва, Отче!»

вы служили богам, по природе (τοῖς φύσει) не боги.

немощным и бедным вещественным началам 4:10 Соблюдаете дни, месяцы, времена и годы, и субботы, и «чистые ужины», и посты, и великие дни.

4:19 Дети мои, для которых я снова в муках рождения,

Ведь если Авраам имел двух сынов, одного от рабы, а другого от свободной. 4:23 но который от рабы, тот рожден по плоти; а который от свободной, тот по обетованию. (4:24 В этом есть иносказание. Это два явления: одно от горы Синайской согласно Закону рождающее в рабство, другое рождающее выше всякой власти, силы, господства и всякого имени, которое нарекается не только в этом веке, но и в будущем матерь наша. Итак, братия, мы дети не рабы, но свободной.

5:1 в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства, которое есть Закон.

5:2 5:3 Еще свидетельствую человек обрезанный, должен исполнить весь закон

Малая закваска портит все тесто. а смущающий вас, кто бы он ни был, понесет на себе осуждение.

5:14 Ибо весь закон в вас исполнен: люби ближнего твоего, как самого себя.

5:19 Дела плоти известны; они суть: нечистота, непотребство, 5:20 идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, [соблазны,] ереси, 5:21 ненависть, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют.

5:24 Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями

Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов

6:6 Наставляемый словом, пребывай в общении наставляющим. 6:7 Вы заблуждаетесь: Бог не бывает осмеян (μυκτηρίζεται). Что посеет человек, то и пожнет: пожнет тление, пожнет жизнь 6:9 Делая добро, да не унываем, и в свое время пожнем.6:13 ибо и сами обрезывающиеся не соблюдают закона, для меня мир распят, и я для 6:17 я ношу язвы Господа Христа на теле моем.

Прочитавшие этот краткий текст согласятся, что он является вполне связным и исчерпывающим логически завершенным посланием, не нуждающимся ни в каких разъяснениях и дополнениях, объем которых в канонической версии превышает объем этого краткого текста по крайней мере раз в десять.

А теперь обратимся к анализу этого получившегося у нас послания к Галатам.

Разбор

1:1 Павел апостол, не от людей и не через человека, но от Иисуса Христа воскресшего из мертвых

Павел сразу обозначает свою личную причастность к Иисусу, которого он в глаза не видел, и какой он апостол чего, когда не слышал проповеди Иисуса и не знал того, о чем он вообще проповедовал. Даже если допустить некое краткое видение – в видении невозможно передать весь объем знания проповеди Иисуса, которую он вел на протяжении минимум трех лет. Самоутверждение Павла говорит о его неуверенности самозванца. Обращает на себя слово «апостол». Судя по дальнейшим высказываниям Павла и его желанию, чтобы его считали апостолом, это слово было в ходу у христианского мира – но так ли это? Интересно, что в древнейших евангелиях от Иоанна и от Фомы это слово не встречается, отсутствует, и появляется лишь начиная с евангелия Господня Маркиона. При этом в других посланиях кроме павловых это слово встречается четыре раза: три в подложных посланиях Петра, и один раз в, видимо, списанном из 2-го послания Петра, то есть еще более позднем фальсификате-псевдоэпиграфе «соборного послания Иуды». То есть, на поверку, это слово употребляется только Павлом – почему?

Если проверить это слово у мужей апостольских до появления павловых посланий в 140-м году, самое раннее употребление отметим у Игнатия Богоносца (23 раза) около 100-го года. То есть, слово «апостол» употребляется Павлом предположительно в середине первого века, а первое упоминание этого слова помимо Павла находим у «мужей апостольских» лишь в начале второго века. Создается такое впечатление, что слово это не было в употреблении в христианской среде до, по крайней мере, начала второго века, и, возможно, фирменное приветствие Павла в его посланиях «Павел-апостол» является приписанным ему в позднейших редакциях его посланий, вошедших в Апостол Маркиона.[1]

1:3 благодать вам и мир от Бога Отца, и Господа нашего Иисуса Христа,

Благодать и мир от Бога-Отца никак не могут принадлежать богословию Павла-иудея середины первого века, поскольку иудеи своего родового бога своим отцом не считали и так его называть не смели – для них он скорее злой и мстительный господин и властитель, а не отец. Что касается его отцовства по отношению к Иисусу Христу, то о нем и речи не могло быть для правоверного иудея: Иегова – бог без родственников. Согласно языческим воззрениям от бога если бы кто и родился, то лишь боги, а Христос-Машиах должен был родиться человеком из рода давидова, но никак не богом. Эклектическая путаница в этом «благословении», безусловно, восходит к ев. Иоанна, в котором Иисус проповедует своего другого – не Иеговы – Бога-Отца, и гораздо более позднему греко-эллинскому богословию сынобожества Иисуса от Иеговы, обличая полное незнание и непонимание автором изначального богословия иудеохристианства первого века. То есть, автором этого приветствия Павел-иудей середины первого века быть никак не может и не является[2].

1:6 Удивляюсь, что вы от призвавшего вас благодатью так скоро переходите к иному благовествованию, 1:7 иное, отличное от того евангелия, что я проповедую,

1:8 Ангел с неба стал благовествовать вам не то, да будет анафема.

1:9 кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема.

О каком именно ином благовествовании идет речь, сам Павел здесь не уточняет, а разъяснения, имеющиеся в каноническом тексте, привязывают «иное» к нормативному иудеохристианству с библейским богом-иеговой во главе. В то же время можно допустить, что иное благовестие могло представлять любое течение из полиморфизма христианской проповеди первого века, в том числе – проповеди, которую вели апостолы-галилеяне, подлинные ученики Иисуса, о другом, доселе неведомом Боге-Отце, которого проповедовал Иисус: «Бога не видел никто никогда; Единственный любимый Сын явил Его в Себе» (Ин.1:18)

1:15 Когда же [Бог], избравший меня от утробы матери моей

Бог, избравший Павла «от утробы матери» не может быть никаким другим, кроме библейского Яхве, коль скоро Павел еврей – и уж тем более его родители.

2:1 Потом, через четырнадцать лет, ходил я в Иерусалим благовествование,

Это очень интересное замечание, если рассматривать его в отрыве от канонического продолжения: Павел, оказывается, ходил в Иерусалим проповедовать. Кому: иудеям или иудеохристианам? И для тех и для других Павел со своей проповедью язычникам не мог быть ничем иным, как вероотступником, предателем своей родовой библейской веры и своего богоизбранного народа, так что проповедь в Иерусалиме могла окончиться для него только лишь битьем. Причем иудеохристианам проповедь Павла не нужна, они и сами без Павла веруют в машиаханство Иисуса и Его Воскресение. Значит – иудеям? Уж коли Самого Иисуса в Иерусалиме убили за его проповедь – то Павлу-то куда с Ним тягаться? Так что, пожалуй, это история, выдуманная тем, кто понятия не имел об иудеохристианстве первого века, как мессианской секте иудаизма. Мог бы, конечно, и сам Павел выдумать это – но в Иерусалиме с его проповедью язычникам, которых в Святой Город просто не пускали, ему точно делать было нечего и вряд ли бы унес ноги оттуда живым.

вкравшимся лжебратиям, скрытно приходившим подсмотреть за нашею свободою, которую мы имеем во 2:5 мы ни на час не уступили и не покорились,

Кто эти «мы» и о какой свободе речь, в чем она должна заключаться и как выражаться? Павел, безусловно, имеет ввиду такое же демонстративное нарушение предписаний Закона, которое позволял Себе Иисус. То есть, в основном – публичное нарушение суббот – а что еще мог делать Павел-иудей, чтобы доказать свою свободу от обязанности соблюдать предписания Закона? Но Иисус был великим чудотворцем и прилюдно мертвых воскрешал – а Павел-то кто такой, чтобы позволять себе такие выходки? Закон также запрещает иудею якшаться с язычниками – уж не за этим ли приходили подсмотреть «лжебратья»? И Павел что – осмелился привести с собой в Иерусалим необрезанных, и вместе с ними есть-пить и на равных общаться? Может, еще и в храм их с собой потащил? Ой, быть бы им битыми.

2:9 Петр, Иаков и Иоанн, подали мне руку общения, чтобы мне идти к язычникам, а им к обрезанным,

Павел (или неПавел) понятия не имеет о том, что перечисленные им сами являются необрезанными выходцами из Галилеи языческой – и какая-такая может быть их проповедь обрезанным?

2:10 только чтобы мы помнили нищих опасаясь обрезанных. не прямо поступают по истине Евангельской,

Интересно, кого Павел имеет здесь ввиду – иудеохристиан из иудеев? То есть подтверждает, что перечисленные выше галилеяне – из необрезанных? Так какая тогда может быть их проповедь обрезанным? В общем, путаница, выдающая полное непонимание автором иудейских реалий первого века.

2:16 Человек оправдывается не делами закона, а только верою

Для иудея, каким Павел себя представляет, утверждение совершенно невозможное, вера для иудея как раз и воплощается в первую очередь в скрупулезном исполнении формальных велений Закона, иначе – грех.

2:18 Ибо если я снова созидаю, что разрушил, то сам себя делаю преступником искупившего меня

Павел разрушил власть Закона на основании чего? Здесь он не объясняет, но для иудея невозможно отменить Закон, данный Самим Богом, и нигде не обмолвившимся о его отмене. «Искупивший меня» - «жертвенный агнец» Иисус, богословие жертвы, развитое в греко-языческом христианстве – но никак не в иудаизме, где и человеческие, и внехрамовые жертвоприношения запрещены как богохульство

3:11 Научитесь же, что праведный верою жив будет…

То есть, из-за веры (в Иисуса-Машиаха, разумеется) возникает личная праведность, неподвластность греху и как следствие – смерти: писавший был уверен, что одна только вера в Иисуса Воскресшего преодолевает проклятие смерти, наложенное библейским богом на «всю тварь» за грех прародителей. И если умер – значит, плохо веровал. Пожалуй, для иудея-Павла, это все же слишком по-гусарски.

…Те же, кто под законом – под проклятием (κατάραν). кто исполняет его, тот будет жить им (ἐν αὐτοῖς).

О каком проклятии речь? Видимо, о «проклята за тебя земля»(Быт.3:17). То есть, в частности, и все человечество проклято библейским Богом. Однако, позже Бог выбрал себе избранников-евреев, дав им Закон, в котором хотя бы разъяснил им, чего от них хочет, чтобы они исполняли его волю и тем самым не грешили, в отличие от прочих, продолжающих пребывать в неведении относительно пожеланий Бога в отношении себя. То есть, евреям Бог объяснил, чего делать нельзя, если не хочешь прогневать Его, а остальных так и оставил в неведении, чтобы просто наказывать их немедленной смертью за неведомые им прегрешения. Так что утверждение «кто под законом – под проклятием», является, мягко говоря, натяжкой. У евреев хотя бы был шанс угодить своему господину, в отличие от прочих. Правда, с оговорочкой: хоть бог и прощает еврею его грех за положенную жертву, не приканчивая его прямо на месте, но от смерти вообще не избавляет, сколько его ни проси и что ни жертвуй. Поскольку имеется еще грех прародителей, за который проклята земля и все живущие на ней – и это изначальное проклятие никакими жертвами не снимается, но остается действующим до конца света. Так что «под проклятием» все: и кто под законом, и кто вне закона.

3:13 Христос искупил (ἐξηγόρασεν) нас от проклятия закона, сделавшись за нас проклятием: «проклят всяк, висящий на древе»,

По Закону (Втор. 3:21) побитому до смерти камнями за грехи и повешенному для устрашения прочих «на древе» полагалось быть снятым и похороненным до заката солнца. Поэтому Лопухин в «Толковой Библии» специально отмечает, что проклят не за то, что висит на дереве, но за совершенный им настолько тяжкий грех, что его мало убить, но еще и труп его выставить на обозрение для устрашения грешников. Заметим, что в этом смысле Распятый, умерев на кресте, под это правило никак не подходит, поскольку не побит обществом камнями, и после этого обществом же не повешен на древе уже мертвым «для устрашения» и потому не проклят, но казнен римской властью – уже не по Закону выходит. Однако, сама логика «сделавшись за нас проклятием – искупил нас от проклятия», не выглядит убедительной – с чего бы это вдруг?

Эта идея, безусловно, восходит к Воскресению: Божье проклятие повлекло смерть как наказание всему живому за прародительский грех. И уж если Иисус воскрес, то, значит, был неподвластен греху и смерти – такой вот необычный был человек, единственный. Отсюда потом возникло бессеменное зачатие Марии и прочие объяснения этой его особости «человека без греха». Что, (чего не заметили богословы), делает его уже не совсем, не «совершенно человеком», а человеком «преображенным». Его природа не человеческая, а какая-то другая. Об этом велись богословские баталии не один век, но так ни до чего путного и не договорились, и бросили все как есть, объявив Его «совершенным богом и совершенным человеком». Когда спрашиваешь их, а что это значит – напускают на себя глубокомысленный вид и проникновенно объясняют что это – тайна. Во как. Однако, это касается лично его – и только. Да, был такой один. Почему Бог избавил Его от подвластности проклятию и смерти – поди, спроси Его, Бога. Но больше никто не воскрес, по крайней мере самостоятельно – никогда. То есть, общечеловеческая природа после Воскресения Иисуса не изменилась, что бы ни твердили богословы, оставшись прежней – греховной и смертной. И никакого «искупления нас» Иисус не совершил – иначе бы мы с вами больше не умирали.

Для того, чтобы убедиться в нашей правоте, обратимся к толкованию этого абзаца в «Толковой Библии» Лопухина.

«Но если Христос Своею смертью искупил Иудеев от проклятия, то Он при этом имел в виду и то, чтобы язычники также получили благословение Авраама. Как же это могло случиться? Очень просто (!). Искупление Израиля от проклятия было вместе с тем и освобождением его от дальнейшего подчинения Моисееву закону, так как «быть под законом» (Гал.4:4 и сл.) значило то же, что «быть под клятвою» (Гал.3:10).

Только освобожденная из границ закона религия Израиля могла стать религиею всего мира, потому что закон именно изолировал Израиля и его религию от других народов. Теперь, когда требования закона исполнены Христом, закон уже не держит в своих узах Израиля и данные ему в Аврааме обетования, и они могут делаться достоянием всего человечества. Теперь исполняется, в частности, и та заветная мечта всех христиан из язычников, чтобы иметь у себя обетованного Духа Святого с Его дарами (Гал.3:2–5). В этом получении даров Св. Духа мы все – Ап. разумеет здесь христиан как еврейского, так и языческого происхождения – мы все и принимаем те обетования, какие были даны Аврааму. Ведь к язычникам нельзя же в буквальном смысле относить те обетования, какие были даны Аврааму (о многочисленном потомстве, о земле Ханаанской). Таким образом, в последнем выражении 14-го стиха Ап. дает ясный ответ на поставленный им в Гал.3 вопрос: каким способом получили Галаты Духа – через исполнение дел закона или через веру? Очевидно через веру, потому что и самый закон со времени крестной смерти Христа перестал иметь значение руководящего начала человеческой жизни».

«Теперь, когда требования закона исполнены Христом» - а это-то откуда вообще взялось, из чего следует? А – из евангелия от Марка, в котором Иисус якобы заявляет: «Я пришел не нарушить закон, но исполнить» (Мф5:17). Ну, допустим – и что из того? Один человек исполнил Закон, а другие еще нет – ну так пусть дальше исполняют, стараются. Исполнение одним «отменяет» дальнейшее исполнение только для него одного, а остальные-то тут причем?

«Но если Христос Своею смертью искупил Иудеев от проклятия» - каким образом это вдруг могло случиться? Мы еще встретим это утверждение у Павла и подробно разберем его, сейчас же лишь кратко замечу, что от проклятия «за грех» иудеев мог освободить и простить грех их бог по принесении положенной языческой жертвы путем ритуального убийства – именно к этому апеллирует Павел и вслед за ним все христианское богословие, что, будучи безгрешным, как агнец, Иисус принес себя в добровольную жертву своему отцу Иегове, чтобы искупить грехи человечества на все времена от начала и примирить навсегда с Богом, простившим и отменившим за эту жертву «сына человеческого» изначальное проклятие. Согласно этой логике, смерть после этого немедленно должна прекратиться – но не прекратилась. И прощеные продолжали умирать поколение за поколением еще две тыщи лет. И потому богословие было вынуждено отложить ее прекращение до Второго Пришествия – или до морковкина заговения, что одно и то же, как кому больше нравится. А для утешения обманутых надеждой на бессмертие им была выдана некая промежуточная «жизнь души» за гробом «до страшного суда»: хорошим и добрым в раю, а плохим и злым – в аду, дожидаться вечных мучений в мучениях временных.

«данные ему в Аврааме обетования, и они могут делаться достоянием всего человечества» - то есть, теперь уже Ветхий Завет евреев со своим Богом распространяется на все человечество, все становятся евреями, то есть народом «богоизбранных» - и что тогда это должно означать? В первую очередь – вы будете смеяться – то, что теперь не одни евреи, но все люди на свете обязаны исполнять библейский Закон. А за это что им всем обещает их новый-старый библейский бог-отец Иегова? Ну, то же что и евреям: о многочисленном потомстве, о земле Ханаанской…

«Теперь исполняется, в частности, и та заветная мечта всех христиан из язычников, чтобы иметь у себя обетованного Духа Святого с Его дарами - мы все и принимаем те обетования, какие были даны Аврааму» - Аврааму еврейский бог ни слова не говорил ни о каком Святом Духе от слова совсем, тогда и понятия-то такого в еврейской библии не было и не встречалось. Просто уважаемому профессору стыдно до такой степени натягивать сову на глобус, вот и оговаривается, что завет, дескать, теперь не в «земле Ханаанской»: «Ведь к язычникам нельзя же в буквальном смысле относить те обетования» - вот и вынужден врать, как и Павел, о том, что Закон, данный Моисею самим Богом, теперь не нужен, неважен и отменен… Павлом! Но Бог-то пока не в курсе, и не сказал об этом нигде ни слова.

3:14 Итак, мы получили благословение Духа через веру!

3:26 Ибо все вы сыны веры!

Во всем этом абзаце, который, собственно, и составляет то, что, возможно, содержала третья глава Послания к Галатам в корпусе Маркиона, Павел, во-первых, утверждает «крещение Духом», якобы преподанное им Галатам. При этом остается непонятным, где, как и при каких обстоятельствах он сам сподобился «принятия Духа», которым считает себя вправе распоряжаться по своему усмотрению.

Какого Духа может иметь ввиду Павел-иудей? Библейские духи бывают разные[3].

4:3 Говорю по человеческому разумению доколе мы были в детстве, были порабощены вещественным началам мира (στοιχεῖα);

Здесь утверждается, что «мы» ( то есть иудеи и все прочие язычники) поклонялись ложным богам из дерева и глины – совершенно невозможное утверждение для иудея

4:4 но когда пришла полнота (πλήρωμα) времени, Бог послал Сына Своего нам получить усыновление. 4:6 мы – сыны Божии, то послал в сердца наши Духа Своего, вопиющего: «Авва, Отче!»

Вот, собственно, здесь находим разгадку павлова богословия, обозначенного в третьей главе. Никакого «сына» библейский бог не посылал никуда ниоткуда, у него просто нет и не может быть никаких детей. Смешение воедино Христа-Машиаха (человека) и Сына Бога (отпрыска бога и богини из языческих поверий) – признак развитого христианского богословия греко-римского происхождения времен после первой и второй иудейских войн, поглотивших и унесших с собой первоначальное иудеохристианство вместе с самим иудаизмом. То есть, не ранее середины второго века, когда Павла уже давно на свете не было. Иначе говоря, не Павел писал это, и не Павел развивал богословие жертвы Сына Отцу ради усыновления уверовавших и замещения ими неуверовавших иудеев, которое мы разбирали выше. Добавим также насчет усыновления: богоизбранные никогда не были детьми своего злого бога, и отцом его не считали никогда, но лишь страшным, коварным и мстительным властительным злодеем, которого они униженно почитали и ненавидели, как крепостные своего барина-самодура.

Что касается «духа Своего», то о нем отдельный разговор, поскольку христианское богословие смешивает воедино встречающийся в библии «дух святости Яхве» и свой Святой Дух, проповеданный Иисусом, считая, что это одно и то же.

Однако, понятие духа как дыхания Бога, вдыхаемое в тварь и оживляющее ее, развито в библии до самостоятельных сущностей, духов, которые то ли равны, то ли подобны богам. В библейских сказаниях дух Яхве: овладевает пророками и другими просто людьми; бывает духом лживым; бывает Злым Духом Яхве; одновременно нарекается Духом Божьим, иногда добрым, иногда злым; и наконец, предстает как «дух святости Яхве», представляя лично его самого[4], что наиболее соответствует христианским представлениям о Святом Духе:

«Всего лишь три раза упоминается в Еврейской Библии Дух святости (ruaḥ qodeš) Яхве, название которого зачастую не совсем правильно переводится на русский язык как «Святой Дух». В 50-м Псалме он упоминается параллельно с Духом владычества: «Не отвергни меня от лица твоего и Духа святости твоей (ruaḥ qodšəḵa) не отними от меня. Возврати мне радость спасения твоего и Духом владычества (ruaḥ nədiḇa) утверди меня» (Пс. 50, 13–14). У Третье-Исайи Дух святости может отождествляться с упоминаемыми здесь же в ст. 9 Посланцем лика и в ст. 14 Духом Яхве: «Но они (т. е. израильтяне) возмутились и огорчили Духа святости его (ruaḥ qodšo); поэтому он обратился в неприятеля их: сам воевал против них. Тогда народ его вспомнил древние дни, Моисеевы: где тот, который вывел их из моря с пастырем овец своих? где тот, который вложил в него (haśśam bəqirbo) Духа святости своей (ruaḥ qodšo)?» (Ис. 63, 10–11)».

Что же касается описываемого Павлом посланного «в сердца Духа Своего, вопиющего «Авва, Отче!»», то таковое понятие о Духе Святом, как нисходящем на верующее сердце, для библейской парадигмы нехарактерно, и скорее восходит к развитию понимания Духа Отца в евангелии Иоанна Богослова: крещение Духом, рождение свыше от Духа, Дух дышит где хочет и голос его слышишь, Иисус, придя к Отцу, пошлет ученикам Духа-Утешителя, который научит всему и напомнит слова Иисуса и проч. И потому упоминание Павлом Духа здесь и в других местах его посланий является косвенным свидетельством того, что писал это вовсе не Павел, а тот, кто был знаком с развитым богословием Духа не ранее второго века.

вы служили богам, по природе (τοῖς φύσει) не боги.

Это утверждение совершенно невозможно для иудея по принадлежности: иудейская аниконическая политеистическая монолатрия времен Иисуса признавала божественность многих сверхъестественных сущностей: богов, духов, ангелов и проч., и окончательное утверждение иудейского монотеизма состоялось не ранее 8-9 века[5]. Иудей не мог отвергать божественную природу чужих богов – но лишь отказывался им поклоняться по причине «ревности» Яхве. Зато оно перекликается с логией 35 евангелия Фомы: «35. Иисус сказал: Там, где три бога, там боги. Там, где два или один, я с ним», то есть налицо отвержение языческой божественности христианским богословием гораздо более поздним, чем павлово.

4:9 …немощным и бедным вещественным началам 4:10 Соблюдаете дни, месяцы, времена и годы, и субботы, и «чистые ужины», и посты, и великие дни.

К слову – а чем сегодняшняя традиционная христианская обрядовость отличается от описанного Павлом?

4:19 Дети мои, для которых я снова в муках рождения,

Ведь если Авраам имел двух сынов, одного от рабы, а другого от свободной. 4:23 но который от рабы, тот рожден по плоти; а который от свободной, тот по обетованию. (4:24 В этом есть иносказание. Это два явления: одно от горы Синайской согласно Закону рождающее в рабство, другое рождающее выше всякой власти, силы, господства и всякого имени, которое нарекается не только в этом веке, но и в будущем матерь наша. Итак, братия, мы дети не рабы, но свободной.

И что же это за два явления чего? Безусловно, речь идет о двух явлениях библейского бога: первое – Моисею на горе Синай; второе – видимо, в воскресшем Иисусе, в которого вселился Дух Яхве и оживил Его в Сына Божия, бессмертного младшего бога, вполне телесного, как и сам Яхве. То есть, здесь буквально утверждается, что Иисус-Машиах умер человеком и воскрес богом по обетованию – но в пророчествах Еврейской Библии нет такого обетования. Пророчеств, на которые ссылается христианское учение, всего четыре: Осия 6:1-2, Осия 13:14, Псалом 15:9-11, Исайя 53:10. Из них первые три совершенно невнятны и просто приписываются к Воскресению Иисуса, ничего и никак о нем прямо не упоминая. Что касается Исайи, то как уже было отмечено выше, это пророчество целиком и полностью относится к судьбе и участи всего народа Израиля, а отнюдь не личности Иисуса-Машиаха – для уразумения этого надо просто дать себе труд прочитать все пророчество целиком начиная с главы 51, а не выдирать цитатку с мясом из контекста. Только совершенная необразованность в области библейской религии могла стать источником этой выспренней метафоры, сравнивающей Воскресение Иисуса с рождением авраамова сына Исаака – весьма возвышенно, но для иудаизма нехарактерно. Зато вполне в духе Филона Александриского, вольно трактовавшего Писания в метафорическом и символическом духе.

5:1 в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства, которое есть Закон.

5:2 5:3 Еще свидетельствую человек обрезанный, должен исполнить весь закон

Малая закваска портит все тесто. а смущающий вас, кто бы он ни был, понесет на себе осуждение.

Здесь, собственно, выясняется суть конфликта, по поводу которого Павел все негодует на протяжении всего послания: Павел отождествляет свою проповедь «евангелия» (благовестия) с иудеохристианством, которое исповедует все тот же библейский яхвизм, поправленный на признание Иисуса «тем самым» Машиахом. Разница лишь в том, что иудеохристиане прежде всего – иудеи, признающие лишь себя, евреев, богоизбранным народом, и подзаконными, а Павел в своем богословии иудаизма-лайт утверждает за всеми прочими народами право на новую богоизбранность «по благодати» верой в Иисуса Христа-Машиаха. То есть, Павел про Закон и необходимость его мелочного исполнения сообщить Галатам-язычникам «забыл» - и теперь оправдывается «благодатью»: дескать, вы же без всякого закона получили от меня Духа, уверовав в проповеданного мной еврейского бога Иегову и его Сына Иисуса, который в то же время еще и Христос, то есть жданный еврейский Машиах-Помазаник, царь иудейский. И потому, уж коль скоро Дух соблаговолил почить на вас – то и зачем вам вообще теперь париться исполнением библейского закона, он теперь отменяется «по благодати», и вы теперь безгрешны и вольны делать, что хотите, что в голову взбредет. При этом само явление Духа кому-то из павловых пасомых является типичным «платьем голого короля»: его признание возможно только по вере уверовавших в проповедь Павла, больше оно ничем не подтверждается и проверено объективным образом быть не может.

И Павел всполошился, узнав о пришедших в Галатию настоящих иудеохристианах, разоблачивших его, как самозванца и его обман проповедью язычникам о присоединении к иудеохристианству без еврейства и соблюдения Закона – отмена Закона есть цель всей павловой проповеди, но для иудеев она неприемлема. То есть, или Павел – ловкий мошенник и манипулятор, «забывший» сообщить обращенным им в его собственный иудаизм-лайт язычникам о необходимости соблюдать весь закон, что, впрочем, все равно не сделает их евреями и к иудаизму, а тем более к иудеохристианству присоединить не сможет – или это писал, и эту концепцию иудаизма-лайт для неевеев придумал не Павел-иудей, но она является плодом и результатом эклектического смешения многих версий христианства в богословии одержавшего верх ортодоксального христианства второго века. А – в этом случае – приход настоящих иудеохристиан является «операцией прикрытия» истинных целей не-Павла: устранение необходимости мелочного исполненния велений Закона при сохранении его святости как Божьего откровения – просто повзрослевшее человечество уже не нуждается в мелочной опеке Бога.

При этом понятие о Святом Духе в библейском иудаизме отсутствует, и появляется лишь в евангелии Иоанна на рубеже веков, как отражение проповеди Иисуса о Рождении от Духа (Ин. гл.3).

5:14 Ибо весь закон в вас исполнен: люби ближнего твоего, как самого себя.

Вообще-то – и это отнюдь не секрет – заповеди о любви к Богу и к ближнему принадлежат отнюдь не Иисусу, и не являются новозаветными, как учит церковное учение – но целиком принадлежат завету Ветхому, а к Новому их относит ответ Иисуса на вопрос «Кто ближний мой?». «Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего твоего, как самого себя. Я Господь» (Левит 19:18) – но это совершенно не отменяет и не подменяет собой исполнение всего Закона. И еще непонятно: как уже исполнен весь закон через любовь к ближнему в тех, кого Павел еще только увещевает вернуться в лоно его собственной религии. 5:19 Дела плоти известны; они суть: нечистота, непотребство, 5:20 идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, [соблазны,] ереси, 5:21 ненависть, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют.

А здесь тот же Павел объясняет им грех под Законом и припугнул, чтоб не грешили – это святых-то, уже и закон исполнивших, и верой в Машиаха Духом крестившихся.

Кстати, понятие ереси в иудаизме до Павла просто отсутствует[6]. Понятие ереси как отступление от церковной ортодоксии, которое здесь имеет ввиду «Павел», присуще временам борьбы церкви с раннехристианским полиморфным богословием. Употребленное же опять же самим Павлом слово «ересь» в более мягком значении «разномыслие» более присуще грекофилософской традиции во главе с платонизмом, чем нормативному иудаизму времен Иисуса, в котором «секты» присутствовали не в эллинском понимании «школы мысли», но более в значении политических течений и партий. Так что употребленное Павлом слово «ересь» в значении «дел плоти» наряду с развращенностью нравов указывает опять-таки на невозможность принадлежности этого высказывания Павлу-иудею середины первого века.

Что касается Царствия Небесного и его наследования, то в иудаизме такие понятия отсутствуют: в послепленные времена иудаизм впитал апокалиптические ожидания воскрешения умерших, присущие зороастризму, но никакого «царствия небесного» не обещал воскресшим – но лишь «новую землю».

5:24 Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями

Никакая жизнь «духа» вне плоти для иудея непредставима, отказ от велений плоти, если иметь в виду, например, отказ от брачных отношений, является богохульством

6:2 Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов

Что есть «закон Христов» Павел не уточняет, однако для иудеев есть один Закон – библейский, да и впоследствии мужи апостольские в своих писаниях в основном ссылаются и опираются именно на него, постоянно цитируя Еврейскую Библию.

6:6 Наставляемый словом, пребывай в общении наставляющим. 6:7 Вы заблуждаетесь: Бог не бывает осмеян (μυκτηρίζεται). Что посеет человек, то и пожнет: пожнет тление, пожнет жизнь 6:9 Делая добро, да не унываем, и в свое время пожнем.6:13 ибо и сами обрезывающиеся не соблюдают закона, для меня мир распят, и я для 6:17 я ношу язвы Господа Христа на теле моем.

И в заключение, как водится, проповедь всего добра типа «хорошее люблю, плохое – нет»

Вывод:

Или Павел является ловким манипулятором, создавшим собственную религиозную секту путем обмана неевреев в отношении присоединения к иудейскому мессианству без требований национальной принадлежности к еврейству и исполнения библейского Закона, что оправдывается «благодатью»; или – скорее – почти все в этом послании написано автором-неиудеем и в иудаизме, а также иудеохристианстве первого века не образованном и не смыслящем ничегошеньки.

[1] Более подробно об этом в работе «Происхождение слова «апостол»

[2] Более подробно об этом в работе «Происхождение слова «апостол»

[3] Сергей Петров «вот б-ги твои Израиль», глава «Духи»

[4] С. Петров «Вот б-ги твои, Израиль, Языческая религия евреев», раздел «Прочий пантеон», глава «Духи» стр. 238-241

[5] Около 8-9 вв. (начиная с Саадии Гаона) заимствован из сиро-арабской религиозной среды, куда он попал из греческой философской религии.

[6] "Согласно толкованию, приведённому в трактате «Этимологии» средневекового учёного Исидора Севильского, слово «ересь» происходит от haeresis, латинской транслитерации греческого слова др.-греч. αἵρεσις, означающего выбор, или в широком смысле школа мысли[1]. В этом значении слово изредка упоминается в Новом Завете (Деян. 5:17, Деян. 15:5, Деян. 24:5, Деян. 24:14, Гал. 5:20) и у ранних Отцов Церкви[2]. Примерно в таком смысле это слово употреблялось ранее, в древнегреческой и римской философии[en], где под «ересью» имелся в виду заслуживающий уважения выбор той или иной философской школы для изучения. По предположению французского историка религий Марселя Симона[fr], более близким по смыслу здесь будет слово иноверие, др.-греч. ἑτεροδοξία, впервые встречающееся у Платона для обозначения ложного убеждения. В текстах Нового Завета слово «ересь» употребляется преимущественно в негативном контексте, как обозначение, даваемое Церковью секте или группе, которая угрожает единству христиан, — то есть не как доктринальное отклонение[3]. В Послании к Галатам это одно из многих «дел плоти», наряду с пьянством и идолослужением (Гал. 5:20)" Справка из Вики