Найти тему
История транспорта

Як-40 в Тюменском управлении гражданской авиации

Подготовку к работе нового самолета Як-40 в Тюменском управлении начали в 1972 году. Для эксплуатации был выбран 234-й Салехардский авиаотряд. Як-40 должен был прийти на смену самолету Ли-2.

Салехардский аэропорт принял первый Як-40 зимой 1972. Это был технический рейс другого управления. В это время уже шло обучение летного и наземного персонала работе с новой техникой.

Первый приписной Як-40 поступил в Салехард 16 мая 1973 года. Это был СССР-87262. На следующий день, 17 мая на нем был выполнен первый технический рейс Салехард – Тюмень.

Первый Як-40 в Тюменском управлении –  СССР-87262 в оригинальной заводской окраске, середина семидесятых годов. Источник фото – aviaforum.ru.
Первый Як-40 в Тюменском управлении – СССР-87262 в оригинальной заводской окраске, середина семидесятых годов. Источник фото – aviaforum.ru.
Як-40 СССР-87262. Аэропорт Мыс Каменный, начало 80-х гг. Фото из группы «Мыскаменцы» в социальной сети «Одноклассники».
Як-40 СССР-87262. Аэропорт Мыс Каменный, начало 80-х гг. Фото из группы «Мыскаменцы» в социальной сети «Одноклассники».

Здесь интересно отметить, что Салехардский авиаотряд был самым северным в мире, эксплуатировавшим самолеты типа Як-40. Вторым поле него в 1974 – 1981 гг. было Анадырское авиапредприятие.

До конца года в отряд поступили ещё четыре Як-40: 87292, 87319, 87360 и 87365.

Як-40 СССР-87240. Аэропорт Салехард, 18 февраля 1982 г. Источник указан на фото.
Як-40 СССР-87240. Аэропорт Салехард, 18 февраля 1982 г. Источник указан на фото.
Самолеты Як-40 на перроне аэропорта Салехард, 80-е годы. Источник фото – aviaforum.ru.
Самолеты Як-40 на перроне аэропорта Салехард, 80-е годы. Источник фото – aviaforum.ru.

Росла и маршрутная сеть: Тюмень, Ханты-Мансийск, Омск, Свердловск. А 15 мая 1974 года открыт рейс 427/428 Салехард – Москва. Выполняемый с двумя промежуточными посадками, в Надыме и Кирове, это был один из самых протяженных рейсов в СССР на Як-40. Продолжительность полёта в один конец составляла около восьми часов. В 1975 году на линии Салехард – Тюмень был всего один рейс, в 1976 году их было уже четыре.

Параллельно в управлении шла работа по организации эксплуатации Як-40 в Ханты-Мансийском ОАО. В 1973 году в городе был сдан новый аэропортовый комплекс, а в конце 1973 года аэропорт принял первый Як-40. А в следующем году Ханты-Мансийское авиапредприятие начало эксплуатацию своих собственных самолетов. Одними из первых машин были 87375, 87422, чуть позже 87292, 87486 и другие. Первые рейсы с пассажирами в 1974 году авиаторы Югры выполнили в Тюмень, Свердловск, а также в московский аэропорт Быково с промежуточными посадками в Тобольске, Перми и Горьком. В связи с большим спросом на авиаперевозки, к лету 1975 года на линии Ханты-Мансийск – Тюмень было уже пять ежедневных рейсов, обслуживаемых самолетами Як-40.

Самолеты Як-40 на перроне аэропорта Ханты-Мансийск, начало 80-х годов. Источник фото – aviaforum.ru.
Самолеты Як-40 на перроне аэропорта Ханты-Мансийск, начало 80-х годов. Источник фото – aviaforum.ru.
Ханты-Мансийский Як-40 СССР-88257 в базовом аэропорту. 1982 год. Источник указан на фото.
Ханты-Мансийский Як-40 СССР-88257 в базовом аэропорту. 1982 год. Источник указан на фото.

К началу восьмидесятых годов в двух подразделениях Тюменского управления гражданской авиации СССР работало уже 32 самолета Як-40, а география их полетов простерлась от Омска на Востоке до Москвы и Ленинграда на Западе.

В восьмидесятые годы рейсы Як-40 Тюменского УГА в основном сосредоточились на работе внутри базового управления.

В марте 2006 года в честь первого Як-40 в Тюменском управлении гражданской авиации самолет 87262 установлен в качестве памятника в аэропорту Салехард.

Памятник первому Як-40 СССР-87262 на тюменской земле. Аэропорт Салехард. Автор фото Олег Пантелеев. Из коллекции Юрия Дорошенко.
Памятник первому Як-40 СССР-87262 на тюменской земле. Аэропорт Салехард. Автор фото Олег Пантелеев. Из коллекции Юрия Дорошенко.

Справочные данные:

Список Як-40, когда-либо работавших в 234-м ло Салехардского ОАО:

87587, 87262, 87292, 87319, 87360, 87365, 87343, 87348, 87513, 87516, 87527, 87240, 87997.

Список Як-40, когда-либо работавших в 284-м ло Ханты-Мансийского ОАО:

87292, 87375, 87383, 87410, 87422, 87449, 87486, 87997, 87941, 87942, 88210, 88213, 88227, 88244, 88257, 88209, 87901, 87907, 87928, 88280.

Хронология открытия рейсов на Як-40 234-го ло из Салехарда:

Воркута (летом) 1977 – 1979, 1981 – 1991

Красноселькуп через Тарко-Сале (зимой) 1979 – 1981, 1983 – 1991

Ленинград через Печору, Архангельск 1979

Москва (Быково) через Ухту, Киров 1974, 1976 – 1981

Мыс Каменный (зимой) 1979 – 1991

Надым 1978, 1979

Новый Уренгой через Надым 1980 – 1988

Новый Уренгой 1981, 1982, 1987, 1989, 1990, 1991

Ноябрьск через Тарко-Сале 1984

Ноябрьск через Надым 1984, 1986 – 1989

Ноябрьск через Новый Уренгой 1985 – 1987

Ноябрьск 1990

Омск через Ханты-Мансийск 1974 – 1985

Омск через Сургут 1986 – 1991

Свердловск через Березово 1974 – 1982, 1984 – 1991

Свердловск 1979

Свердловск через Березово, Урай 1981, 1982

Свердловск через Урай 1983, 1985 – 1991

Тазовский (зимой) 1981 – 1991

Тобольск через Березово, Ханты-Мансийск 1975

Тюмень 1973 – 1988, 1990 – 1991

Тюмень через Ханты-Мансийск 1973, 1977 – 1991

Тюмень через Надым 1974, 1983

Тюмень через Березово, Ханты-Мансийск, Тобольск 1976

Тюмень через Урай 1980, 1981, 1990, 1991

Тюмень через Тобольск 1981 – 1984, 1987 – 1991

Ухта 1984 – 1987

Уренгой через Тарко-Сале 1979 – 1991

Хронология открытия рейсов на Як-40 284-го ло из Ханты-Мансийска:

Березово 1983, 1984

Москва (Быково) через Тобольск, Пермь, Горький 1974 – 1976

Нефтеюганск 1978, 1983 - 1991

Нижневартовск через Сургут 1975 – 1976

Нижневартовск 1980 – 1986, 1988

Нижневартовск через Нефтеюганск 1980

Октябрьское 1984, 1986

Омск через Тобольск 1983, 1984

Омск 1985 – 1991

Свердловск 1974 – 1991

Советский 1983 – 1991

Сургут 1975 – 1980, 1983 – 1991

Тюмень 1974 – 1991

Тюмень через Кондинское 1990, 1991

Уфа через Урай 1983 – 1985

Уфа через Урай, Свердловск 1986 – 1991

Челябинск через Тюмень 1983 – 1991

Хронология открытия рейсов на Як-40 234-го ло из Тюмени:

Надым 1975 – 1977

Тобольск 1975, 1983, 1984

Хронология открытия рейсов на Як-40 284-го ло из Тюмени:

Белоярский 1985 – 1988, 1990 – 1991

Белоярский через Ханты-Мансийск 1989 – 1991

Березово 1978 – 1988, 1991

Березово через Ханты-Мансийск 1975 -1991

Березово через Урай 1981

Березово через Игрим 1984

Нижневартовск 1983 – 1986

Октябрьское 1987 – 1989, 1991

Ноябрьск через Ханты-Мансийск 1984 – 1987

Урай 1977

Хронология открытия рейсов на Як-40 234-го ло из Надыма:

Москва (Быково) через Салехард, Ухту, Киров 1975

Новый Уренгой 1978 – 1988

Тюмень 1975 – 1977

Хронология открытия рейсов на Як-40 284-го ло из Свердловска:

Надым 1981

Нижневартовск через Тюмень 1981, 1982

Ноябрьск через Ханты-Мансийск 1986

Хронология открытия рейсов на Як-40 234-го ло из Ухты:

Новый Уренгой через Салехард 1984 – 1987

Спасибо за внимание!

#як-40