Подготовку к работе нового самолета Як-40 в Тюменском управлении начали в 1972 году. Для эксплуатации был выбран 234-й Салехардский авиаотряд. Як-40 должен был прийти на смену самолету Ли-2.
Салехардский аэропорт принял первый Як-40 зимой 1972. Это был технический рейс другого управления. В это время уже шло обучение летного и наземного персонала работе с новой техникой.
Первый приписной Як-40 поступил в Салехард 16 мая 1973 года. Это был СССР-87262. На следующий день, 17 мая на нем был выполнен первый технический рейс Салехард – Тюмень.
Здесь интересно отметить, что Салехардский авиаотряд был самым северным в мире, эксплуатировавшим самолеты типа Як-40. Вторым поле него в 1974 – 1981 гг. было Анадырское авиапредприятие.
До конца года в отряд поступили ещё четыре Як-40: 87292, 87319, 87360 и 87365.
Росла и маршрутная сеть: Тюмень, Ханты-Мансийск, Омск, Свердловск. А 15 мая 1974 года открыт рейс 427/428 Салехард – Москва. Выполняемый с двумя промежуточными посадками, в Надыме и Кирове, это был один из самых протяженных рейсов в СССР на Як-40. Продолжительность полёта в один конец составляла около восьми часов. В 1975 году на линии Салехард – Тюмень был всего один рейс, в 1976 году их было уже четыре.
Параллельно в управлении шла работа по организации эксплуатации Як-40 в Ханты-Мансийском ОАО. В 1973 году в городе был сдан новый аэропортовый комплекс, а в конце 1973 года аэропорт принял первый Як-40. А в следующем году Ханты-Мансийское авиапредприятие начало эксплуатацию своих собственных самолетов. Одними из первых машин были 87375, 87422, чуть позже 87292, 87486 и другие. Первые рейсы с пассажирами в 1974 году авиаторы Югры выполнили в Тюмень, Свердловск, а также в московский аэропорт Быково с промежуточными посадками в Тобольске, Перми и Горьком. В связи с большим спросом на авиаперевозки, к лету 1975 года на линии Ханты-Мансийск – Тюмень было уже пять ежедневных рейсов, обслуживаемых самолетами Як-40.
К началу восьмидесятых годов в двух подразделениях Тюменского управления гражданской авиации СССР работало уже 32 самолета Як-40, а география их полетов простерлась от Омска на Востоке до Москвы и Ленинграда на Западе.
В восьмидесятые годы рейсы Як-40 Тюменского УГА в основном сосредоточились на работе внутри базового управления.
В марте 2006 года в честь первого Як-40 в Тюменском управлении гражданской авиации самолет 87262 установлен в качестве памятника в аэропорту Салехард.
Справочные данные:
Список Як-40, когда-либо работавших в 234-м ло Салехардского ОАО:
87587, 87262, 87292, 87319, 87360, 87365, 87343, 87348, 87513, 87516, 87527, 87240, 87997.
Список Як-40, когда-либо работавших в 284-м ло Ханты-Мансийского ОАО:
87292, 87375, 87383, 87410, 87422, 87449, 87486, 87997, 87941, 87942, 88210, 88213, 88227, 88244, 88257, 88209, 87901, 87907, 87928, 88280.
Хронология открытия рейсов на Як-40 234-го ло из Салехарда:
Воркута (летом) 1977 – 1979, 1981 – 1991
Красноселькуп через Тарко-Сале (зимой) 1979 – 1981, 1983 – 1991
Ленинград через Печору, Архангельск 1979
Москва (Быково) через Ухту, Киров 1974, 1976 – 1981
Мыс Каменный (зимой) 1979 – 1991
Надым 1978, 1979
Новый Уренгой через Надым 1980 – 1988
Новый Уренгой 1981, 1982, 1987, 1989, 1990, 1991
Ноябрьск через Тарко-Сале 1984
Ноябрьск через Надым 1984, 1986 – 1989
Ноябрьск через Новый Уренгой 1985 – 1987
Ноябрьск 1990
Омск через Ханты-Мансийск 1974 – 1985
Омск через Сургут 1986 – 1991
Свердловск через Березово 1974 – 1982, 1984 – 1991
Свердловск 1979
Свердловск через Березово, Урай 1981, 1982
Свердловск через Урай 1983, 1985 – 1991
Тазовский (зимой) 1981 – 1991
Тобольск через Березово, Ханты-Мансийск 1975
Тюмень 1973 – 1988, 1990 – 1991
Тюмень через Ханты-Мансийск 1973, 1977 – 1991
Тюмень через Надым 1974, 1983
Тюмень через Березово, Ханты-Мансийск, Тобольск 1976
Тюмень через Урай 1980, 1981, 1990, 1991
Тюмень через Тобольск 1981 – 1984, 1987 – 1991
Ухта 1984 – 1987
Уренгой через Тарко-Сале 1979 – 1991
Хронология открытия рейсов на Як-40 284-го ло из Ханты-Мансийска:
Березово 1983, 1984
Москва (Быково) через Тобольск, Пермь, Горький 1974 – 1976
Нефтеюганск 1978, 1983 - 1991
Нижневартовск через Сургут 1975 – 1976
Нижневартовск 1980 – 1986, 1988
Нижневартовск через Нефтеюганск 1980
Октябрьское 1984, 1986
Омск через Тобольск 1983, 1984
Омск 1985 – 1991
Свердловск 1974 – 1991
Советский 1983 – 1991
Сургут 1975 – 1980, 1983 – 1991
Тюмень 1974 – 1991
Тюмень через Кондинское 1990, 1991
Уфа через Урай 1983 – 1985
Уфа через Урай, Свердловск 1986 – 1991
Челябинск через Тюмень 1983 – 1991
Хронология открытия рейсов на Як-40 234-го ло из Тюмени:
Надым 1975 – 1977
Тобольск 1975, 1983, 1984
Хронология открытия рейсов на Як-40 284-го ло из Тюмени:
Белоярский 1985 – 1988, 1990 – 1991
Белоярский через Ханты-Мансийск 1989 – 1991
Березово 1978 – 1988, 1991
Березово через Ханты-Мансийск 1975 -1991
Березово через Урай 1981
Березово через Игрим 1984
Нижневартовск 1983 – 1986
Октябрьское 1987 – 1989, 1991
Ноябрьск через Ханты-Мансийск 1984 – 1987
Урай 1977
Хронология открытия рейсов на Як-40 234-го ло из Надыма:
Москва (Быково) через Салехард, Ухту, Киров 1975
Новый Уренгой 1978 – 1988
Тюмень 1975 – 1977
Хронология открытия рейсов на Як-40 284-го ло из Свердловска:
Надым 1981
Нижневартовск через Тюмень 1981, 1982
Ноябрьск через Ханты-Мансийск 1986
Хронология открытия рейсов на Як-40 234-го ло из Ухты:
Новый Уренгой через Салехард 1984 – 1987
Спасибо за внимание!
#як-40