Найти тему

Опрос по "домашке" быстро и весело! Ликбез

Начало урока. Предстоит опрос. Дети сидят понуро склонив голову над учебниками. Учитель ведет ручкой/мышкой по журналу/экрану и тянет: "Отвечать па-ай-дё-ёт..." Это не наш метод!

После приветствия (кстати, я заставляю стоять вначале урока далеко не все классы, но это отдельная тема для разговора) я выбираю себе Помощника и начинаю опрос. В стиле Джима Керри тыкаю пальцем на самого неугомонного ученика:

– Иванов! Назови цифру от одного до десяти! Быстро!

Для этого действа вы в прямом смысле должны преобразиться, надев маску энергичного, веселого и воодушевленного человека. Это зарядит детей на позитивное постоянно внимание. Главное тут отбросить любую стеснительность, двигаться и говорить театрально-преувеличено, резко, не стоять на одном месте. "Играть мимикой", сильно приподнимая брови, улыбаться во все зубы и "делать сумасшедшие глаза".

После того, как Иванов назовет вам цифру, вы усаживаете его на место и начинаете отсчитывать. Считаете со следующего за Ивановым ученика в любую сторону. Справа налево или наоборот – неважно. Каждый отсчет сопровождаете движением пальца и чем ближе к нужной цифре, тем более напряженным и испуганным становится ваш взгляд, тем более дрожит ваш голос.

Отвечает тот, на которого выпал счет – он встаёт. Если счет выпал на уже отвечавшего, то отвечает следующий за ним. А тот кто назвал цифру (Указующий) садится и имеет возможность сидя подсказать Отвечающему два раза. Для этого он должен сказать в нужный момент "Подсказываю" без всяких подниманий рук и вашего разрешения.

После того, как Отвечающий закончил вы усаживаете его, делаете страшные глаза, указываете на него пальцем и громко требуете:

– Цифра! Быстро! Любая до десяти!

Получив цифру, начинаете отсчет. Дети не должны видеть системы в том, как вы отсчитываете. Поэтому делайте это по-разному. А у следующего ученика можно потребовать две цифры. Первой "отсчитайте" ряд, начиная с любого. Второй отсчитайте ученика, начиная с первого или последнего в данном ряду. Делать это надо затем, чтобы у отдельных авторитетных ребят не было потом повода "наехать" на того, кто их "выбрал".

Я пришел к такому методу, отталкиваясь от следующих условий:

  1. Пять отметок за урок – критический минимум. Лучше – больше.
  2. Уложить опрос нужно в возможно меньшее время.
  3. Опрос должен действительно проверять готовность ребенка.
  4. В опрос должны быть вовлечены все дети, все должны повторять.

Исходя из этого я разрабатываю вопросы. Я сажусь вечером, вспоминаю урок и материал, печатаю вопросы на листе бумаги, который будет со мной на следующий урок. Вопросы должны быть такими, на которые можно ответить коротко. И при этом знание ответа на такой вопрос должно доказывать с высокой вероятностью владение всем массивом информации по теме.

Вопросы я делю на пять категорий. Обычные – для большинства, легкие – для слабых, трудные – для сильных. После того, как жребий выпал Отвечающему, я оцениваю его уровень и выбираю соответствующий вопрос. Такой подход позволяет не чувствовать себя "ущербным" ни одному ученику. А получив отметку (пусть и несколько завышенную поначалу) он начинает считать, что "вот по обж (или по истории – я вел эти два предмета) у меня все получается, мне нравятся эти предметы".

Неожиданный вопрос у меня всегда один и это четвертая категория. Он должен быть коротким, чтобы его можно было запомнить и не связанным напрямую с материалом предыдущего урока. Для того, чтобы ответить на него, надо использовать этот материал и серьезно размышлять. Задав его в конце урока я отпускаю детей. Теперь до конца этого учебного дня любой из них может найти меня и сказать ответ. За такой ответ я сразу ставлю пятерку. Эти вопросы не часто пользуются популярностью, но бывает. Только ни в коем случае не забудьте выставить отметку! Заведите будильник и запишите.

Для того, чтобы не тратить время на выставление отметок я спрашиваю у ребят, кто из них хочет быть моим помощником на этот урок. Помощник записывает фамилии отвечающих и выставляет... "палочки". Четыре палочки соответствуют пятерке, три – четверке, две – тройке, одна – двойке. Допустим, Отвечающий ответил на четыре и получает три палочки. В таком случае он имеет возможность получить еще одну в течение урока. Для этого нужно кому-нибудь помочь, если с этим не справляется Указующий.

Такой желающий получить дополнительные палочки стоит в первом приоритете после Указующего. После него уже все остальные. Указующий может уступить свое право подсказки такому ученику, самостоятельно выбрав его, если подсказать не может. Вообще, чаще всего Указующий либо не получает вообще палочек, либо получает одну. Реже он получает сразу пятерку, если Отвечающий не может сказать вообще ничего. Получив одну палочку он простимулирован к умным высказываниям на весь урок.

Но получить дополнительную палочку можно не только при повторении пройденного. Можно метко ответить во время объяснения нового материала. Для этого у меня есть пятая категория вопросов по новой теме. Они подобраны таким образом, чтобы ответить на них можно было при условии внимательного слушания меня-любимого и при желании немного "пораскинуть мозгами".

Ну пораскинь мозгами! Только очень осторожно, чтобы соседа не забрызгать! (Дети любят неожиданные повороты и шутки. Пользуйтесь этим!

Для того, чтобы не тратить время на выставление отметок и фиксацию палочек, вначале урока я выбираю себе Помощника. Он должен не хлопать ушами (что бывает часто, потому что процесс всех увлекает), а вовремя записывать все фамилии, четко проставляя отметки и палочки. За это Помощник получает пятерку. Старайтесь выбирать в Помощники тех, кто нужен вам. Но не перегибайте. Делайте это по справедливости. Дети очень хотят быть Помощниками и ревностно относятся к вашему выбору. Поэтому, одного и того же два раза не назначайте. Если спорят мальчик с девочкой за это право, то выбирайте девочку:

"Девочкам надо уступать".
-2

Если при этом более нуждается мальчик, объясните это и спросите у класса, кого выберут они. Вообще, старайтесь включать в подобные обсуждения весь класс, оставляя за собой незаметное право на корректировку решений.

Если ребенку не пришлось побывать в качестве Отвечающего, но он пробовал помогать с места и при этом не набрал нужное количество палочек, то отметку ему вы не ставите. Или спрашиваете его (они все подбегут к вам в конце урока, посмотреть свое количество палочек), ставить ему эту отметку или она его не устраивает. У такого ребенка есть выбор. На следующий урок палочки не переносятся.

Такой метод прекрасно показал себя в восьмом классе. Думаю, что и в седьмом он будет хорошо работать (я в седьмых не вел на постоянной основе). О шестых ничего сказать не могу. При таком подходе за десять-пятнадцать минут урока у вас получится понаставить отметок чуть ли не половине класса. До двух третей это количество сможете довести за время изучения нового материала.

В отдельных случаях, когда даже при таком подходе ребенок не смог получить такую отметку, которая необходима вам в журнале, чтобы закрыть ему четверть или исправить двойку, сначала вы спрашиваете его, что он вообще помнит из прошлого урока. Выставляете дело так, как будто пацан старается. После этого обращайтесь к классу и спрашивайте:

Как вы думаете, вот человек старался... можем ли мы поставить ей/ему на один балл выше?

Возможная проблема при таком подходе единственная. Общая вовлеченность в процесс и энергетика могут "попереть через край". Дети начнут "шалеть" от постоянных переговоров, протянутых рук, неудовлетворенного желания высказаться и так далее. В этом случае вам надо резко и сразу менять стиль поведения. Театральность отбрасываем, мимика в норму, голос строгий. Дети должны видеть и ощущать этот контраст. После того, как они будут готовы слушать, объясните, что если они не смогут держать себя в руках, то вы будете спрашивать так же, как все остальные. И обязательно спросите, хотят ли они, чтобы было так, как на других уроках. Услышите нужный вам ответ.

Дальше обязательно спросите самого буйного, понял ли он, что нужно держать себя в руках и дождитесь ответа. После ответа скажите, что вы не до конца уверены, что он понял и попросите повторить, кивнув головой. Теперь можно продолжать в прежнем стиле.

Я не знаю, как такой подход будет работать на "строгих" предметах, но уверен, что можно что-нибудь "заколхозить". А вот на истории и ОБЖ у меня прокатывало "на ура".

Если у вас сильный и дружный класс (а такой подход довольно быстро делал "сильным" многие мои классы), то вы можете предоставить право выбора вопроса Отвечающему после того, как он сам получил отметку. Или любому другому желающему. В таком случае, за хороший вопрос вы начисляете одну палочку. Но ученик должен выбирать вопрос до того, как будет названа цифра и последует "считалочка". Иначе тот, кто не сможет ответить может косо смотреть на задавшего вопрос.

Вообще, такой подход будет способствовать превращению класса в одно целое, в коллектив. По крайней мере, на вашем уроке. Дети будут следить друг за другом, переживать, помогать и просить вас "о снисхождении" в отдельных случаях.

Занимаясь таким образом, вы включаете в воспитательную работу значительное количество неформально-естественных воспитательных факторов. Именно это обеспечивает высокий результат. Для того, чтобы продвинуться в данном направлении еще дальше, подмечайте определенные фразы, сказанные в такой обстановке. Дети, чувствуя некоторую неформальность происходящего раскроются и вы услышите много интересного.

Всякие "чекай", "годнота", "гоу-гоу" и другие. Выбирайте те, которые действительно подходят по смыслу, запоминайте. Употребляйте их сами в общении с детьми, когда это нужно и уместно. Это то, что профессор Зимичев называет "Униформой".

После каждого урока у вас будет листочек с наименованием класса, фамилиями, палочками и "энками" который вам заполнит Помощник. Вы на это время не тратите. Кстати, напоминайте Помощнику, чтобы себе тоже ставил пятерку, – они часто забывают. Эти листочки вы собираете и выставляете отметки в журналы уже после того, как все уроки закончатся.

Удачи!

Если вы попали в сложную профессиональную ситуацию и не знаете, как из нее выбраться, пишите на почту chuv-denis@yandex.ru. Разберемся вместе!

Если вы опытный профессионал, то присылайте, пожалуйста, описание своих приемов и методов. Давайте делиться с молодыми соратниками!