Ремедиос Варо не слишком известна в Европе. Это вам не Сальвадор Дали, о котором все и всё знают. Зато в Мексике, где художница прожила большую часть жизни, ее считают культовой фигурой в искусстве и национальной гордостью.
Так что своим рассказом о ней восстановлю некоторую справедливость и познакомлю с ней и её творчеством тех, кто, как и я, ничего не слышал об этой художнице.
Мария де лос Ремедиос Алисия Родрига Варо и Уранга, а именно так звучит полное имя художницы, родилась в 1908 году в испанском городе Англес, в Каталонии.
Её отец был инженером — гидравликом. Это значит, что вся семья переезжала с ним с объекта на объекта, объехав не только всю Испанию, но и Северную Африку. С детства Ремедиос привыкла помогать отцу: делать копии чертежей и технических рисунков. Прямые линии и изображение перспективы вскоре давались ей очень легко, рука стала твёрдой.
Поэтому ничего удивительного, что с детства девочка знала, что станет художницей. В шестнадцать лет, в 1924 году, она поступает в Королевскую академию изящных искусств Сан-Фернанда в Мадриде. Ту самую, в которой учился и Сальвадор Дали.
Надо отметить, что первые работы Ремедиос Варо были вполне реалистичными.
Спустя шесть лет она окончила академию с дипломом учителя рисования. Вскоре после этого Ремедиос она вышла замуж за молодого художника, Херардо Лисаррага. Пара переехала в столицу искусств — Париж. Но во Франции супруги надолго не задержались и вскоре вернулись в Барселону.
Брак их не оказался долгим. Супруги расстались, хотя и не развелись. Испанские законы не допускали развода. Потом у Ремедиос было много мужчин, но со всеми ими и после расставания она сохраняла теплые и дружеские отношения.
Чем оказалась хороша поездка в Париж? Она открыла Ремедиос Варо сюрреализм, который и стал главным направлением её творчества.
В Париж Ремедиос Варо. вернулась еще. С новым мужчиной Бенжаменом Перэ. К сожалению, парижский период не был продуктивным для художницы. Сюрреалисты не принимали женщин в свои ряды.
Вскоре началась война, и Варо и Перэ вынуждены были его покинуть. Спасаясь от немецкой оккупации, они перебрались на другой край света, в Мексику, с которой и была связана вся оставшаяся жизнь художницы. Из ста сорока её произведений искусства сто десять были рождены в Мексике.
Варо и Парэ быстро нашли в Мехико единомышленников, среди которых была Фрида Кало и ее супруг Диего Ривера. Творческие люди быстро нашли общий язык и образовали крепкую и интересную компанию.
К 1949 году, можно сказать, стиль её работ полностью определился. Конечно, сюрреализм. Но её работы не безумны, а скорее фантазийны. Главными героинями её работ были женщины ХХ века.
Она часто изображала таинственных одиноких и мистических персонажей, вовлечённых в научную деятельность. Тут, видимо сказалось воспитание отца.
Работы её стали узнаваемы и востребованы. У неё состоялось четыре выставки, которые прошли с большим успехом.
Об этой картине я подробно написала в статье "Чудо создания птиц".
Вначале Ремедиос Варо мечтала, что после окончания войны вернется в Европу, но за эти годы Мексика стала родным домом. Она перестала мечтать о возвращении. И навсегда осталась в Мексике.
8 октября 1963 года Ремедиос Варо умерла от инфаркта на пике своей творческой карьеры, в возрасте 55 лет.
С момента её смерти прошло немало лет. Но до сих пор ценители её творчества высоко ценят работы Ремедиос Варо. Так в прошлом году на аукционе Sotheby's её одна из самых загадочных работ «Гармония» была продана более чем за 6 млн. долларов.