Моя статья «Синдром Людмилы Калугиной или мыши плакали, кололись, но продолжали жрать кактус», в которой я анализирую поведение главной героини советского фильма «Служебный роман», вызвала огромный резонанс. Многие не согласились с моими словами о том, что мымра имела все возможности, чтобы быть счастливой, но вместо этого осознанно страдала, хлюпала носом и истерила перед сотрудниками. В комментариях не раз прозвучал такой аргумент, что мол, товарищ Калугина – «человек тонкой душевной организации» и посему много-много лет переживает из-за предательства в молодости, и по-другому быть не может. Ну вот такая она чувствительная!
Эти слова заставили меня задуматься. Не знаю, что именно имели ввиду комментаторы, называя Калугину «человеком тонкой душевной организации», но для меня это означает одно – высокий уровень эмпатии, сопровождающийся просвещённостью, верностью моральным принципам и стремлением к прекрасному, верному, светлому.
Самое интересное, что меня саму можно назвать «человеком тонкой душевной организации», хотя, признаюсь, я не люблю это пафосное словосочетание. Я – эмпат до мозга костей, у меня обострённое чувство справедливости, переживания за каждую кошку и за весь мир, при просмотрах многих фильмов у меня возникает синдром Стендаля, и вообще моя жизнь полна неоправданных и ненужных волнений. Но я научилась с этим жить и стараюсь минимизировать переживания. Даже «Титаник» не смотрю. Так что я прекрасно понимаю, что скрывается за той характеристикой, которую публика дала Калугиной.
Но соответствует ли героиня советского фильма такому описанию? В качестве аргументов публика приводит страдания «мымры», а также её образованность, и наконец элементы интерьера. Мол, вумная тётка с хорошим вкусом и чувством прекрасного. Насчёт последнего: хороший вкус и актуальные/красивые/необычные аксессуары можно иметь не будучи при этом эмпатом. Как и уровень образования. Тонкая душевная организация и уровень образованности – это разных опер. Душевная организация – это про характер, про темперамент, про то, что нельзя приобрести, прокачать, изменить. Образование и просвещённость мы определяем сами.
Так что все эти аргументы (про страдания мы поговорим позже) не являются 100-процентным доказательством того, что Калугина у нас чувствительная личность. Зато есть много доказательств обратного.
Начнём с главного: должности Калугиной. К 36 годам товарищ мымра успешно поднялась по служебной лестнице и заняла руководящую должность в организации. Надо признать, управляет она вполне успешно и эффектно: беспристрастно, с усердием, внимательностью. Она сильная женщина, которая управляет целым коллективом, в котором полно олухов вроде Новосельцева и Оленьки. Да, всё это замечательно, но это не про эмпата! Соль в том, что как правило «человек тонкой душевной организации» не занимает руководящие должности. Такой человек застенчив, страдает рефлексией, внутренними переживаниями, он не любит большое скопление людей, не любит находится в центре внимания. И уж тем более чем-то или кем-то руководить. Такой человек на своей волне, а не во главе учреждение. Такое просто невозможно! Ну или Калугина – супергений века, одновременно человек тонкой душевной организации и эффективный руководитель.
Ещё один фактор – эмпат всегда быстро истощается. Чужие проблемы, атмосфера, громкий шум, малейшие проблемы – всё это нарушает его внутреннюю гармонию и к концу дня такой человек чувствует себя как выжатый лимон. А между тем, наша Калугина живёт в шумной и суетной Москве, руководит организацией, разъезжает по собраниям, устраивает выволочки нерадивым сотрудникам… И всё это вполне успешно, иначе она бы не продержалась на своей должности дольше месяца.
А вы помните, как Калугина разговаривает с окружающими? Надменно, отстраненно, холодно. Помните, как жестко она отшила Новосельцева с его разговорами? Вы скажете: так вот оно, она такая тонкая и чувствительная, не любит посторонних и шумные компании. Да, вечеринки она не любит. Но и с людьми общается жёстко, высокомерно. Эмпат не умеет быть жёстким в разговоре, отличается чуткостью, сопереживанием, чувствительностью. Про Калугину такого не скажешь.
Калугина – вовсе не «человек тонкой душевной организации» как её охарактеризовали комментаторы. Она довольно жёсткий и сильный человек, которому понравилось холить и лелеять свои обиды и искать в мире несуществующую враждебность. Она зарылась в своих страшных костюмах как в раковине, но не от особой чувствительности, а потому что не пожелала искать что-то хорошее в людях, не стала оставлять прошлое в прошлом, поленилась прорабатывать травмы. Обычная обиженка вот и всё.
Согласны с моими выводами? Почему да, почему нет?
Если вы любите обсудить звёзд и кино, то не забываем ставить лайки и подписываться на мой канал!)