В школе детям объявили: у всех пятых классов в ближайший понедельник состоится собрание в актовом зале. Тему не назвали. Но дети, в общем-то, догадались сами - это как-то связано с тем, что несколько пятиклассников были застуканы с сигаретами после уроков - кто-то из родителей заметил.
В этом месте дети оживились: к их деятельности такое внимание - на целый час отменяют уроки и всех собирают по этому поводу. Все, что было дальше, расскажу со слов сына.
Само собрание было на тему "почему курить вредно". И да, с их параллели есть трое оболтусов, которые регулярно бегают по своим "взрослым делам" после уроков, и об этом знают все. Примечательно, что из всех 4 классов эта привычка (на данном этапе) наблюдалось только среди всего трёх человек. Остальные в массе пока увлекаются какими-то своими делами, свойственными детям 10-11 лет.
На собрании детям показывали мультфильмы. В одном из них фигурировал мужчина, который берет пачку сигарет с надписью "какая-то фигня" и "сделано для лохов". Его девушка говорит ему: "Вау какой ты крутой с этой фигнёй!". За этим следует сцена с последствиями курения, свойственная любой агитке.
После мультфильма вышли весёлые молодые люди, подростки старшего возраста, и что-то там "на молодёжном" им сообщили про то, какие они крутые, и как хорошо, что они не курят.
Казалось бы, что могло пойти так? Но уже на следующий день, во вторник, в школе о сигах и вейпах говорили буквально все пятиклассники. На переменах сворачивали трубочки из бумаги, подкрашивая один край оранжевым или серым. А самые "крутые" делали самокрутки из фольги. И с этими аксессуарами игрались, делая друг другу комплименты. "О, крутая у тебя фигня из фольги!". Весело.
Дальше - больше: спустя еще несколько дней тема в головах у учеников всё еще обсуждалась. Самые предприимчивые делали следующее: дома, взяв вату и пропитав ее зубной пастой, заворачивали в бумагу и клали на батарею. Утром высохшую трубку несли в школу и... продавали!
Сын удивлен: "пап, как так получается, что мы вообще про такие штуки еще недавно даже не думали. Теперь весь класс будто других тем не знает. Даже самые тихони не могут не взять в руки самодельную бумажную трубочку, чтобы не оставаться в стороне".
Если честно, я раньше думал, что такое бывает только в Саус Парке: там был очень похожий эпизод. Но он, оказывается в точности продемонстрировал психологию детей. И вот что подумалось: люди, ответственные в школах за агитацию здорового образа жизни - они что, впервые сталкиваются с детьми? Интересуются ли они последствиями своих благородных намерений? Меняют ли они методы в своей деятельности, подстраиваясь под реальную психологию детей?
По факту мы имеем лишь сотню детей, чье внимание переключено с одних тем на другую. В массе сейчас детишки поиграются, да забудут. Но из них часть решит попробовать что-то реальное, а не игровое. И эта часть будет куда больше той, чем была раньше.
Я имею в виду, что в естественном ходе вещей всё равно, со временем кто-то из детей да обзаведется вредной привычкой. Но с такой агиткой их будет куда больше и начнётся это намного раньше.
И конечно, детям нужно доносить правильные, здоровые и адекватные ценности: здоровый образ жизни, увлечение спортом и наукой, забота о себе и окружающих. Но делать это нужно хоть немного думая непосредственно о самих детях, а не для галочки - ведь такой подход делает только хуже.