Найти тему
КИНО TALK

Неожиданные последствия борьбы против сигарет в школе, или Как заставить пятиклассника поиграть в курильщика

В школе детям объявили: у всех пятых классов в ближайший понедельник состоится собрание в актовом зале. Тему не назвали. Но дети, в общем-то, догадались сами - это как-то связано с тем, что несколько пятиклассников были застуканы с сигаретами после уроков - кто-то из родителей заметил.

В этом месте дети оживились: к их деятельности такое внимание - на целый час отменяют уроки и всех собирают по этому поводу. Все, что было дальше, расскажу со слов сына.

Для киноканала эта тема будет немного оффтопиком, но обойти мимо было трудно.
Для киноканала эта тема будет немного оффтопиком, но обойти мимо было трудно.

Само собрание было на тему "почему курить вредно". И да, с их параллели есть трое оболтусов, которые регулярно бегают по своим "взрослым делам" после уроков, и об этом знают все. Примечательно, что из всех 4 классов эта привычка (на данном этапе) наблюдалось только среди всего трёх человек. Остальные в массе пока увлекаются какими-то своими делами, свойственными детям 10-11 лет.

На собрании детям показывали мультфильмы. В одном из них фигурировал мужчина, который берет пачку сигарет с надписью "какая-то фигня" и "сделано для лохов". Его девушка говорит ему: "Вау какой ты крутой с этой фигнёй!". За этим следует сцена с последствиями курения, свойственная любой агитке.

После мультфильма вышли весёлые молодые люди, подростки старшего возраста, и что-то там "на молодёжном" им сообщили про то, какие они крутые, и как хорошо, что они не курят.

-2

Казалось бы, что могло пойти так? Но уже на следующий день, во вторник, в школе о сигах и вейпах говорили буквально все пятиклассники. На переменах сворачивали трубочки из бумаги, подкрашивая один край оранжевым или серым. А самые "крутые" делали самокрутки из фольги. И с этими аксессуарами игрались, делая друг другу комплименты. "О, крутая у тебя фигня из фольги!". Весело.

Дальше - больше: спустя еще несколько дней тема в головах у учеников всё еще обсуждалась. Самые предприимчивые делали следующее: дома, взяв вату и пропитав ее зубной пастой, заворачивали в бумагу и клали на батарею. Утром высохшую трубку несли в школу и... продавали!

Сын удивлен: "пап, как так получается, что мы вообще про такие штуки еще недавно даже не думали. Теперь весь класс будто других тем не знает. Даже самые тихони не могут не взять в руки самодельную бумажную трубочку, чтобы не оставаться в стороне".

Если честно, я раньше думал, что такое бывает только в Саус Парке: там был очень похожий эпизод. Но он, оказывается в точности продемонстрировал психологию детей. И вот что подумалось: люди, ответственные в школах за агитацию здорового образа жизни - они что, впервые сталкиваются с детьми? Интересуются ли они последствиями своих благородных намерений? Меняют ли они методы в своей деятельности, подстраиваясь под реальную психологию детей?

По факту мы имеем лишь сотню детей, чье внимание переключено с одних тем на другую. В массе сейчас детишки поиграются, да забудут. Но из них часть решит попробовать что-то реальное, а не игровое. И эта часть будет куда больше той, чем была раньше.

Я имею в виду, что в естественном ходе вещей всё равно, со временем кто-то из детей да обзаведется вредной привычкой. Но с такой агиткой их будет куда больше и начнётся это намного раньше.

И конечно, детям нужно доносить правильные, здоровые и адекватные ценности: здоровый образ жизни, увлечение спортом и наукой, забота о себе и окружающих. Но делать это нужно хоть немного думая непосредственно о самих детях, а не для галочки - ведь такой подход делает только хуже.