Найти в Дзене

Бабушка искусства перформанса, или путь Марины Абрамович

Оглавление

Совсем недавно я рассказала вам об истории развития перформанса как вида современного искусства, о том, какой исторический путь прошел этот жанр меньше, чем за век своего существования, и разобрала вместе с вами примеры подобных представлений от классических авторских работ до наших дней. Сегодня я предлагаю ещё немного углубиться в изучение этой необычной формы творчества и узнать больше об одной их самых известных художниц, которую в народе даже прозвали "бабушкой искусства перформанса", — Марине Абрамович, а также рассмотреть несколько её наиболее важных и необычных произведений.

 _____________________________________________________________________

➡️Но прежде, чем мы продолжим, я прошу вас подписаться на наш канал @litmusbes. Нам это очень важно⬅️

_____________________________________________________________________

Марина родилась 30 ноября 1947 года в Белграде, столице Сербии. С самого детства девочке было сложно наладить контакт с родителями, она редко видела своего папу, но несмотря на это можно с уверенностью сказать, что именно благодаря ему в жизни Марины началось знакомство с перфомансом, что определило её будущее как великой художницы. Когда Марине Абрамович было 14 лет, она попросила отца купить ей масляные краски. Он выполнил её желание, однако над Мариной решил своеобразно подшутить папин друг, выплеснув её подарок на холст, перед этим перемешав цвета, после чего подорвал получившуюся смесь петардой. Во время этого своеобразного и даже немного безумного действа, к счастью, никто не пострадал, но именно тогда Абрамович поняла, что в искусстве может быть важен не только результат (например, готовая картина или шедеврально успешная постановка в театре), но и сам процесс создания прекрасного, в который автор вкладывает особенный глубокий смысл. 

 

Ритм ноль

-2

Пожалуй, наиболее известная работа Марины Абрамович, которая была впервые представлена миру в 1974 году в Неаполе. Двадцатисемилетняя девушка выложила на столе 72 разных предмета (среди которых, кстати, помимо достаточно безобидных, например шляпы или яблока, были заряженный пистолет, пила и наточенный нож). Каждый из этих предметов зритель мог использовать на своё усмотрение: он мог как сделать для Абрамович что-то хорошее, так и причинить боль, ранить и даже убить художницу. В течение шести часов Марина неподвижно стояла, позволяя публике распоряжаться разложенными предметами без каких-либо ограничений. Сначала действия в отношении Абрамович были немного робкими, но со временем, почувствовав полную безнаказанность, люди стали вести себя намного более жестоко. Во время этого представления неподвижно стоящая Марина Абрамович получила множество увечий и даже чуть не была убита одним из зрителей. Художница стремилась показать то, насколько ужасна может быть толпа и тотальная свобода без каких-либо рамок, и как по мне ей прекрасно удалось донести свои мысли до аудитории, ведь до сих пор её постановка обсуждается и приводится в пример в разных кругах. 

 

Отношения во времени

-3

Через три года после "Ритма ноль" Марина Абрамович представила миру новое творение, которое получило не такую широкую огласку, но тем не менее кажется мне очень важным и стоящим того, чтобы обсудить его с вами. В рамках этого перформанса Марина вместе со своим партнером немецким художником-концептуалистом Улаем неподвижно сидели по 16-17 часов в день. За полтора часа до появления публики они сплетали свои волосы, находясь спина к спине. Согласитесь, что сидеть в таком положении в течение двух стандартных рабочих смен несколько дней подряд - это настоящее испытание для среднестатистического человека. От выдержки одного партнера всегда зависит положение другого. Этот перфоманс наглядно иллюстрирует близкие отношения между двумя людьми, которые всегда должны поддерживать друг друга в тяжёлом положении. У каждого человека всегда есть выбор между своим благополучием или благополучием близкого, и это решение всегда остаётся только за ним самим. 

 

Балканское барокко

-4

Этот перфоманс, посвящённый памяти погибших в Югославии, был показан Мариной Абрамович всего четверть века назад. В течение нескольких дней по шесть часов Марина на глазах у публики отмывала при помощи воды и щётки полторы тысячи окровавленных коровьих костей. Это представление не осталось незамеченным и на 47-й венецианской биеннале получилось награду "Золотой лев". "Балканское барокко" стало одним из наиболее громких и репрезентативных перформансов современности. Марина Абрамович сумела через подобный кровавый символизм представить ужас событий в Югославии в конце ХХ века, а также затронуть историю сербского народа, к чему неоднократно обращается и в других своих поставках.

А как вы относитесь к искусству перформанса? Расскажите в комментариях!

Текст подготовила: Александра Найрас-Кель

____________________________________________________________________

Читайте также:

____________________________________________________________________

Подписывайтесь на канал, ставьте 👍, если вам понравилось, пишите комментарии, а также будем признательны за рассылку наших статей вашим друзьям и близким. Нам — продвижение, вам — качественный контент.