Несмотря на огромное литературное наследие, оставленное Белым, «Петербург» все еще остается главенствующим произведением писателя. Здесь он соединил все – кровожадность революции, эзотерику и антропософию, игры ума на фоне города, который в итоге оказывается главным героем романа. Как это все понять? Рассуждаю в этом эссе.
Кратко сюжет
На самом деле, сложно пересказывать сюжет данного произведения. И если попробовать, выйдет примерно следующее: автор показывает читателю 1905 год – время первой русской революции. В качестве основных героев представлены отец и сын Аблеуховы. Первый – занимает важный пост в государственном аппарате. Второй -подвержен революционным идеям и по заданию товарищей должен убить собственного отца.
Вокруг основных действующих лиц вращается еще множество самых различных персонажей, которые становятся жертвами и устроителями различных заговоров и провокаций. Все действие происходит в сером, холодном, неприятном и сводящем человека с ума Петербурге, по крайней мере складывается такое впечатление.
"Если же Петербург не столица, то – нет Петербурга. Это только кажется, что он существует"
О человеке
Замысел Белого, как мне кажется, конечно, лежал значительно глубже, чем исследовать истоки и последствия прошлой и возможной в будущем революции. Это роман, прежде всего, о человеке, о том, что находится в его душе, и что эту душу раздирает. Здесь стоит вспомнить, что сам автор с большим интересом изучал различные эзотерические учения, увлекшись антропософией Штайнера, отчасти давшей ему ответы на вопросы о теле и душе.
Если внимательно читать характеристики, которые Белый присваивает каждому действующему лицу романа, то можно заметить, что он показывает их как бы с нескольких сторон. У него нет персонажей абсолютно негативных или положительных. Каждый из них сочетает в себе и плохое, и хорошее. Остается только вопрос выбора измученной души и помутившегося ума – какую сторону принять?
О Петербурге
Напомню, что Белый – москвич. И, конечно, многие читатели романа возмущались недостоверностью изображенного города. Но здесь Белый просто является продолжателем традиции некоего «петербургского мифа», который заложили Пушкин, Гоголь, Достоевский, которые сами не являлись петербуржцами, хоть много времени и проводили в этом месте.
Множество прямых отсылок к классическим текстам оставляет Белый в романе. Здесь и Медный Всадник, когда-то гнавшийся за Евгением, и Зимняя канавка – место встречи Лизы и Германа из «Пиковой дамы», и Невский проспект, когда-то изображенный Гоголем. А из творчества Достоевского больше всего на создание текста повлияли «Бесы» и «Преступление и наказание».
Так кто же главный?
Несмотря на кажущийся внятный сюжет и распределение персонажей, главным героем здесь все равно остается сам город – в этом плане Белый опередил Джойса, но, возможно, успел вдохновлялся Парижем Бальзака.
Сам автор заявлял, что Петербург является неким отражением души неназванного героя, которого в тексте мы видим и не видим одновременно. То есть, все происходящее – метафора душевных мук, вызванных слишком активной и напряженной работой ума. Так определил свой роман рассказчик.
Про Андрея Белого читайте здесь:
Пожалуйста, отзываетесь в комментариях и подписывайтесь 👊🏻