Найти в Дзене
Знание - слово

В защиту пропаганды

Слово «пропаганда» чаще означает сегодня нечто отчётливо отрицательное, нежели полезное и необходимое. В ходу формулировки вида «у тебя мозги промыты пропагандой!». Или: «да ты просто жертва пропаганды!». Некоторые добавляют, - «путинской пропаганды»… В общем, подразумевается не только что-то очень «нехорошее», но и чуть ли не «позорное», «недостойное мыслящего человека». Не перебор ли? Причём, крутой перебор.

При всей простоте пропагандистского события, мало кто даже в общих чертах представляет себе, что такое пропаганда. Такое, вот, «полевое наблюдение». Ну, кроме тех, конечно, кто заглянул в словарь иностранных слов, почитал, подумал (!) и усвоил. А так, слишком многие любят ткнуть пальцем в образ Геббельса, - вот, мол, пропаганда во всей красе, «истинное лицо пропаганды». Неправда, неправда… Я бы назвал Геббельса не «рейхсминистром пропаганды», а «рейхсминистром вранья и лжи». Это очень разные вещи. Уж очень своеобразное «министерство» завёл в своей госструктуре третий рейх. На взбесившемся хуторе сегодня таким «хуторсминистром» выступает дурно известный Арестович. Он – пропагандист? Нет. Он нездоровый человек…

Пора уже навести порядок в этом вопросе, и снять с пропаганды все обвинения. Вот, к примеру, «пропаганда классической музыки», - тоже дело «недостойное мыслящего человека»? А как у этого мыслящего обстоят дела с «пропагандой научных знаний»? Или с «пропагандой здорового образа жизни»? Там везде присутствует «промывание мозгов» в чистом виде и в прямом смысле. Из этих самых мозгов вымывается вся грязь и всяческий духовно-информационный мусор. Например, песенки Шнура («всё нормально, деньги есть!») неплохо бы вымести из людских умов поганой метлой, да заменить на музыкальные построения Чайковского. А что? Чайковский это – «плохо»? Гораздо «хуже» Шнура что ли? Чайковский настолько велик в передаче образов Русского Мира, что Запад сегодня его просто «запретил». Невыносимо ему «такое» слушать. Шнура, как знаем, никто не запрещает. А надо бы! Тот ещё «музыкант». Главное, однако, не в этом.

Дело в том, что сам носитель попсовой гламур-культуры не в состоянии это сделать! Он наглухо заперт в рамках предложенных ему образцов «крутого музона». Или концепции «плоской» Земли. Или – «полой». Предложенных ему кем-то, хочу заметить! Пленник субкультуры не сам сделал «свой свободный выбор», не сам! Что бы он ни говорил по этому поводу, мол, «я и без вас разбираюсь в современной музыке и в гнусной пропаганде Кремля!». Навести порядок в такой голове может только кто-то со стороны, свободный от дикостей «мейнстрима» и «продвинутых вкусов».

Тут тоже любят заметить, с заметной долей осуждения или вовсе ехидства, - «так это же манипуляция сознанием!». А как же! Конечно, именно манипуляция! - когда в ручном режиме из головы изымаются сорняки и плевелы. Любой педагог занимается именно этим делом, как первейшей своей обязанностью! Любой воспитатель детского сада занят тем же. А родители, доносящие ребёнку «что такое хорошо, и что такое плохо», - чем заняты? Пропагандой и манипуляцией! Если они этого не сделают, это сделает кто-то другой, - с улицы, а то и вовсе «из подворотни». И вырастет очередной «вовочка», - в анекдотах смешной, а в жизни страшный.

И это первый жирный плюс в пользу пропаганды: она должна быть, причём именно та, что нужна и полезна обществу.

Всякий, кто обрушивает сегодня вал критики на пропаганду, - сам работает как пропагандист и манипулятор. Весь вопрос только в том, где именно и у кого он нахватался «знаний» по части «истинного положения дел». Не с улицы ли, да не из подворотни ли? Сегодня эти милые места успешно заменяют соцсети. Вопрос болезненный! Прежде всего потому, что он, родимый контрпропагандист, свято уверен в том, что говорит от своего лица, озвучивает свои собственные мысли…

Свои? Это легко проверить.

Часто приходится слышать суровые и зловещие определения типа «Путин ведёт Россию к краю пропасти». Этот «стержневой тезис» мы слышим с начала двухтысячных годов. Как пришёл выдвиженец Ельцина, так сразу и «повёл к краю пропасти». А разве не при Ельцине, страна уже стояла на этом краю? Где он, этот «край», далеко ли ещё до него? Или слышим что-нибудь о «глубоком системном кризисе» во всех областях общественной жизни. Я спрашивал таких пропагандистов (в данном случае, занятых антироссийской контрпропагандой), делая наивный вид заинтересовавшегося человека, которому буквально «раскрыли глаза»:

- Системный кризис, говоришь?! Это как, «системный»?

- Ты что, сам не видишь? Это когда всё в кризисе! Полный развал образования, здравоохранения! Деградация промышленности, - полная! Фатальное отставание в сфере высоких технологий!

- Постой, постой, - говорю, - а как же, к примеру, деятельность суперкорпорации Росатом? Она же сегодня буквально расцвела, аккурат в эпоху «системного кризиса»! Там наши люди делают такие вещи, которые вообще никто в мире не в состоянии повторить! Они что там, без высоких технологий обходятся, когда делают плавучие АЭС? А замкнутый цикл в работе АЭС, который даст нам море энергии на тысячу лет вперёд?

- Всё это фигня полная! – жмёт на эмоции собеседник. – Тебе сказки рассказывают, а ты им веришь?!

- Ну, как, «веришь»? Плавучая АЭС - в реальном каботажном плавании. Реакторы нового типа тоже уже работают, пережигая эти проклятые ЯО (ядерные отходы). Каждый год в стране выводятся из состояния упадка или строятся заново около двухсот промышленных предприятий. Это в среднем. Знаешь же, на Амуре какой комбинат с нуля отгрохали? И вообще, - школы и больницы тоже, вообще-то, работают!

- Всё это пропаганда Кремля! Мы скоро сдохнем, врагам даже напрягаться не надо, - сами сдохнем!

В общем, «собственные мысли» оказались не на высоте, про амурский комбинат собеседник явно ничего не слышал. Про прочие стройки там и сям по городам и весям – тоже ноль. Замкнутый цикл АЭС с реакторами новейшего поколения – чисто российская «фишка» - это его никак не возбудило. А зря, здесь ведь целый сюжет для замечательной утопии! Ведь лет эдак через 60, как пишут, нефть и газ иссякнут повсеместно на планете, о чём макроны и шольцы предпочитают вообще не думать ни с утречка, ни на ночь. А Россия на этом бездарно-зелёном энергетическом фоне уже сегодня закладывает прочную основу своего блестящего энергетического будущего! И снова станет континентальной «бензоколонкой» «батарейкой», только уже восьмого поколения с элементами искусственного интеллекта.

- Ты думаешь, наивный, тебе с того хоть рубль к зарплате перепадёт?!

Это тоже, краеугольный тезис в рассуждениях наших контрпропагандистов. Они всерьёз полагают, что продвижение властью любых глобальных проектов типа Северного Морского Пути, космодрома Восточный, реакторов на быстрых нейтронах, газового хаба в Турции, - всё это, по их просвещённому мнению, служит только целям дальнейшего обогащения олигархов. И дальнейшего обнищания населения. То, что вследствие увеличения наполнения бюджета, это неизбежно потянет за собой повышение благосостояния страны, а значит и всего народа, - эта «глупейшая мысль» сильно морщит им выражение лица. Они твёрдо стоят на том, что если СевМорПуть начнёт приносить ожидаемые миллиарды «бабла», то некая существенная часть того «бабла» должна немедленно перекочевать в их карманы! То, что эти огромные деньги большей частью пойдут на осуществление других проектов, - это для них мысль «запредельной тонкости». И нарушение «справедливости».

Именно «в общем» было хорошо видно, что передо мной скромный «борец с системой», «боец невидимого фронта», - довольно малограмотный, с романтикой науки незнакомый. Вообще-то он в отделе логистики работает. «Диспетчер», по сути, какая, к чёрту, логистика? (ещё одно слово, засевшее в умах так прочно, будто эти умы всю жизнь только и ждали его с нетерпением). Хотя и имеет высшее образование, - финансово-экономическое, - заочно что-то окончил. По профилю никогда не работал. Похоже, обижен «общей несправедливостью» в жизни. Ну, и, «Путин должен уйти», и всё тут. Активен в социальных сетях. Пропагандирует свои взгляды. При этом, на словах, – решительно против всякой пропаганды! Ну, как-то так. Противоречив, как Анна Адамовна. Тем более, что в обыденной жизни он – самый обычный обыватель, далёкий от «борьбы с режимом». И не скажешь, что он там где-то что-то пишет… Предпочитает с некоторой периодичностью посидеть в кабаке, о чём подробно и увлечённо потом рассказывает, как о чём-то важном и значимом. Как видно, зарабатываемых денег ему на то вполне хватает… Одно плохо, политический «режим» его не устраивает.

При этом, к пропагандистам «скорого конца» он сам себя, конечно, не относит. Потому, что пропаганда – «ложь», а он-то правду говорит… Ну, да, согласен, - как была моя поликлиника «в кризисе» с советских времён, так и пребывает «в кризисе» до сих пор. Разве что на «цифру» перешла, да оборудование новейшее появилось. А тётки в регистратуре как были «фурии», так ими и остались, и неприятно мне туда ходить. А участковый терапевт любит «погуглить», когда с больным работает. Понятно, однако, что в этом «глубоком кризисе» моя поликлиника точно меня самого переживёт! Может, это всё же «прогресс»? Или таки «системный кризис»?

Если первое, - то это будет «пропаганда». Если второе, - то «контрпропаганда». Как ни крути, от пропаганды не уйти! Что это, пропаганда?

История слова

Ровным счётом ничего вредоносного в этом слове нет, предлагаю усвоить это прочно и бесповоротно. Кстати, всё, что я тут пишу, есть пропаганда. Все, кто будут потом рассказывать о прочитанном, будут пропагандистами. Если статья не понравится, и станут ругать на чём свет стоит, то – контрпропагандистами.

Слово «пропаганда» означает «распространять». Ещё дают перевод «рассаживать». Имеется в виду распространение идей в умах; или «рассаживание» их в умах, буквально как рассаживают растительность на грядках. Таким образом, пропагандист – «рассадник» идей, взглядов, знаний. Особенно когда публикует текст в сетях, обращаясь к количественно не ограниченной, - хоть многомиллионной, - аудитории. Что он при этом распространяет - безразлично! Это может быть информация о макроструктуре Вселенной, о Ланиакее. А может быть и набор политических сплетен.

Когда мы рассказываем, что галактические нити сплетаются в такие волокнистые структуры, мы именно пропагандируем знания о макроструктуре устройства мира
Когда мы рассказываем, что галактические нити сплетаются в такие волокнистые структуры, мы именно пропагандируем знания о макроструктуре устройства мира

В 1623 году, с целью распространения католической веры, папа Урбан VII основал организацию Congregatio de Propaganda Fide. Именно под влиянием этой организации слово рropaganda и вошло в обиход. Оно исходит от propagare: «рассаживать», «распространять», «увеличивать». А то, в свою очередь, от pro- (перед, вперёд) + pangere (вбивать, засаживать). Да, здесь образы решительной манипуляции сознанием! «Вбивать» в умы идеалы классической литературы, и выбивать «информацию дайджестов». Да, «засаживать» в сознание высокую мораль культуры, и выкорчёвывать с корнем бездуховность «толерантности» и алчных «европейских ценностей». Всё это будет именно пропаганда. Кремлёвская! А какая же ещё? Кто-то жаждет пропаганды брюссельской? Да, пожалуйста, - читайте новостные ленты о сборищах в радужном зале!

Поначалу словом «пропаганда» обозначалось любое распространение взглядов, фактов, аргументов, идей. В Испании и сегодня рекламу, распихиваемую по почтовым ящикам, называют не иначе как «пропаганда». Всё верно, пропаганда – распространение. Однако, в дальнейшем «пропагандой» стали устойчиво называть распространение именно слухов и искажённой информации, ложных сведений. За «пропагандой» прочно закрепили и основную цель – формирование именно «нужного» общественного мнения неправедными средствами и способами. Здесь и до прямой дезинформации недалеко, когда министерство пропаганды превращается в министерство лжи.

У. Ирвин писал ещё в 1936 году: «До 1914 года слово «пропаганда» входило только в словари по литературе и обладало достойным, возвышенным значением… До мировой войны «пропаганда» означала только средства, прибегая к которым, приверженец политической или религиозной веры убеждал необращенных принять её. Два года спустя это слово вошло в обиход простых крестьян и канавокопателей и стало испускать ядовитые испарения. В конце концов, этим словом стали прикрывать откровенную ложь». И тем заузили функциональное значение пропаганды. Её стали понимать как именно такую «продукцию»:

Фашистская листовка. Как говорят, «пример вражеской пропаганды». Почему бы не назвать её просто «вражьей брехнёй»? При чём здесь «пропаганда»? Разве что как факт распространения – сброс с самолёта на большую площадь. Только по этому признаку данная листовка – пропаганда
Фашистская листовка. Как говорят, «пример вражеской пропаганды». Почему бы не назвать её просто «вражьей брехнёй»? При чём здесь «пропаганда»? Разве что как факт распространения – сброс с самолёта на большую площадь. Только по этому признаку данная листовка – пропаганда

Здесь трижды использована ложь. Сталин никуда не «убегал». Сын его, Яков, в плен не «сдался», а «попал» (это разные вещи). Яков не «спасся» в плену, а погиб. И вся эта история вообще не имеет никакого отношения к присяжной верности красноармейца делу защиты своей Родины.

В Британской энциклопедии «пропаганда» определяется как «распространение информации — фактов, аргументов, слухов, полуправды, или лжи — чтобы повлиять на общественное мнение».

Уже становится невесело, пропаганда У НИХ «естественно» увязывается с обыкновенным враньём. Что ж, таковы англо-саксы, и такова их «пропаганда». Замечу, тем же приёмом вполне можно уравнять «ложь» и «речь». Вот так, например: «Речь – сообщение или донесение фактов, аргументов, слухов, полуправды или лжи – чтобы повлиять на мнение собеседника». И речь англо-саксов в режиме «хайли-лайкли» действительно такова и есть, - поток вранья и лжи. Нередко – дичайшей лжи! Как же пропаганде у них быть какой-то другой?

Можно сделать очень важный вывод: им просто нечего предложить Миру, кроме тех «вывертов», что неизменно присутствуют в их мышлении, речах, делах и пропаганде. И очень непродуктивно думать, что пропаганда по природе своей – именно то, что мы видим в их исполнении! Пожалуйста, Большая Советская Энциклопедия определяет «пропаганду» существенно иначе: «как распространение политических, философских, научных, художественных и других взглядов и идей с целью их внедрения в общественное сознание и активизации массовой практической деятельности». Как говорится, «почувствуйте разницу»!

Пример советской пропаганды. По признаку широкого распространения, - да, - именно пропаганда. По содержанию – истинная правда: враг действительно никогда не дремлет! И здесь же призыв к бдительности. Примечательно, что в поздние советские времена массы уже не верили, что Запад «загнивает», а «враг не дремлет». И было расхожим мнение, что это, мол, - «партийная пропаганда», в смысле «враньё». То уже работала буржуйская контрпропаганда! Она и сегодня работает… Называя свой мир «садом», а прочий мир – «джунглями». Автор – Жозеп Боррель. Большой мыслитель и «рассадник» знаний…
Пример советской пропаганды. По признаку широкого распространения, - да, - именно пропаганда. По содержанию – истинная правда: враг действительно никогда не дремлет! И здесь же призыв к бдительности. Примечательно, что в поздние советские времена массы уже не верили, что Запад «загнивает», а «враг не дремлет». И было расхожим мнение, что это, мол, - «партийная пропаганда», в смысле «враньё». То уже работала буржуйская контрпропаганда! Она и сегодня работает… Называя свой мир «садом», а прочий мир – «джунглями». Автор – Жозеп Боррель. Большой мыслитель и «рассадник» знаний…

Виды пропаганды

Пропаганду сегодня делят на «белую», «серую» и «чёрную». Явно излишняя придумка! Просто надо отличать пропаганду как таковую от оголтелого вранья, вот и всё!

Гораздо интереснее поговорить о вездесущей пропаганде в случаях, где традиционно никто и не усматривает какой-либо пропаганды. Но, если есть два ключевых признака – широкое распространение + конкретная идея – то это всегда и есть пропаганда. В том изначальном смысле, что подразумевал ещё папа Урбан VII.

Советская пропаганда. О чём говорят образы, какие здесь идеи? Наставничество, трудовая эстафета, обращённость к огромным планам и делам. Здесь нет вранья, здесь задан образец желаемого, - как нужно жить, как должно быть
Советская пропаганда. О чём говорят образы, какие здесь идеи? Наставничество, трудовая эстафета, обращённость к огромным планам и делам. Здесь нет вранья, здесь задан образец желаемого, - как нужно жить, как должно быть
Американская реклама, она же пропаганда. Идея? Потребление. Подано просто шикарно и мастерски. И это работает, на них приятно смотреть! Идеологический посыл, увы, – воплощённое ничтожество. Но, тоже образец, - жить надо так! В смысле с кока-колой. А то, наверное, «девушки любить не будут»…
Американская реклама, она же пропаганда. Идея? Потребление. Подано просто шикарно и мастерски. И это работает, на них приятно смотреть! Идеологический посыл, увы, – воплощённое ничтожество. Но, тоже образец, - жить надо так! В смысле с кока-колой. А то, наверное, «девушки любить не будут»…
Ещё пример советской пропаганды – как с элементами реальности, так и научно-технической фантастики. Посыл «как и чем жить?» обозначен чётко: наука, познание, творчество, труд. А как же «прохладительные напитки», «релакс», «интим»? - спросит современное поколение. Они есть, - на скрытом личном плане, который здесь не показан, ибо публично говорить об этом вряд ли стоит, а уж пропагандировать тем более…
Ещё пример советской пропаганды – как с элементами реальности, так и научно-технической фантастики. Посыл «как и чем жить?» обозначен чётко: наука, познание, творчество, труд. А как же «прохладительные напитки», «релакс», «интим»? - спросит современное поколение. Они есть, - на скрытом личном плане, который здесь не показан, ибо публично говорить об этом вряд ли стоит, а уж пропагандировать тем более…
За океаном живут совсем иначе. Посыл «как и чем жить?» обозначен так же чётко: ПОТРЕБЛЯТЬ, и в том найти своё счастье! Тезис, к слову сказать, вывихнувший немалое количество умов во всём мире. Здесь же - то, что у нас всегда на скрытом плане, как глубоко личное… Этот у холодильника… как сказал бы Аркадий Варламыч из фильма «Покровские ворота», - «он её вожделеет!». И кока-кола с бургером ему в том помощники. Вот такая, понимаете ли, связь…
За океаном живут совсем иначе. Посыл «как и чем жить?» обозначен так же чётко: ПОТРЕБЛЯТЬ, и в том найти своё счастье! Тезис, к слову сказать, вывихнувший немалое количество умов во всём мире. Здесь же - то, что у нас всегда на скрытом плане, как глубоко личное… Этот у холодильника… как сказал бы Аркадий Варламыч из фильма «Покровские ворота», - «он её вожделеет!». И кока-кола с бургером ему в том помощники. Вот такая, понимаете ли, связь…

Пропаганда-реклама-агитация

Уж если и говорить о пропаганде в отрицательном ключе, то нет темы более подходящей, чем реклама! Казалось бы, краткая демонстрация товара, перечисление его потребительских достоинств никак не должны сопровождаться нагнетанием низменных страстей и откровенных извращений. И такая «чистая» реклама есть, но, - меньшая её часть. И то непонятно, что она тут делает, будучи включённой в структуру художественных кинопроизведений и аналитических программ. «Давайте быстро посмотрим рекламу и потом продолжим!». Она нам нужна, - эта дичайшая диспропорция между важнейшими событиями и «суперботинками» (три пары по цене одной)?

К этому так привыкли, что принимают уже как норму. В ходу даже оправдания, мол, как же телеканал будет работать без рекламы? За счёт чего же он будет существовать? Ответ убийственно прост, - никак! Если он не в состоянии осуществлять своё вещание без разлагающего действия сопутствующей рекламы, то, перефразируя ковбоев дикого запада, «он должен умереть». Шутка, конечно, скорее мы сами умрём, а реклама будет здравствовать. И продолжать калечить киноискусство и аналитические программы. Ну, как же? - что бы мы не созерцали на экране, мы всегда погружены в атмосферу торговли, рынка и базара. Сегодня на ТВ царствуют шудры ларёчные!

То есть, главная претензия к рекламе – пропаганда деструктивных идей! Именно реклама максимально широко распространяет (пропагандирует) чудесненькие «руки-загребуки», волшебные чипсы, которыми «невозможно поделиться» и прочую примитивную дрянь. А в Катар на футбольный чемпионат прилетел самолётик с таким рисуночком на фюзеляже, что его даже в страну не пустили. Но, это в Катар не пустили, а сколько стран он благополучно миновал, неся людям образ ЛГБТ-благодати?

Вторая претензия к рекламе – агитация к деструктивной деятельности! Пропаганда и агитация всегда идут рука об руку, и надо бы знать, что есть «агитация». Слово происходит от латинского agitatio(движение, активная деятельность). А то, в свою очередь, происходит от agitare (приводить в движение). Вплоть до выраженного ажиотажа - звуки «ж» и «г» постоянно мелькают и подмигивают в переводах латинского «g». То есть, так же, как танцевальная музыка агитирует к танцевальным движениям, так и реклама агитирует к «коммерческой движухе», - «Торопитесь! Предложение ограничено!»; «Не упусти свой шанс!»; «Эксклюзивное предложение!», - и прочая лабуда.

Обман, одним словом, как говорят люди. И вот тут действительно может стать интересно: «обман», как и «пропаганда» не несёт в своём смысловом содержании ничего отрицательного! Слово просто не слышат, я называю это явление «глухотой на слова».

Глухота на слова

Она частично определяется деятельностью составителей словарей русского языка. Особенно – электронных словарей, которые чрезвычайно удобно оперативно «править» в нужную сторону.

В самом деле, заглянем в словарь и ещё до разбора этимологии узнаем, что корень слова «обман» обман и есть. Интересный случай, - обман по поводу «обмана». Формально вроде бы всё верно, ибо большой ряд производных слов – обманчивый (образ); обманывать (людей); обманутые (дольщики); обманутый (Горбачёв – с расширением НАТО); обманный (путь) – все эти слова неизменяемой своей частью содержат именно «обман». То есть, это, дескать, собственно корень.

Увы, это всего лишь полуправда, которая так лихо используется в недобросовестной пропаганде, рекламе и агитации! Купившиеся на авторитет источника, люди перестают слышать составной характер слова. А ведь здесь даже на слух ясно различаются два корня, слово – составное!

Древний корень-приставка «об-», - вокруг, вкруговую, со всех сторон. Как в слове «обрез», - резанный вкруговую. И столь же древний «корень корня» - «ман». Вот он-то и присутствует в ряду производных типа «мановение» (руки); «манить» (к себе); «заманивать» (в ловушку). Этот же корень «ман» и в слове «манок», - охотничье приспособление для приманивания зверей и птиц.

«Манипуляция», - вот те раз, - слово от того же корня «ман».Наш пропагандист скажет, что латинский пошёл от русского. Их пропагандист, типа нашего Фасмера, проведёт обратную мысль. Интересно…

А вот хорошая современная трактовка «дудочки крысолова»: дудочка-манок заманивает…
А вот хорошая современная трактовка «дудочки крысолова»: дудочка-манок заманивает…

Таким образом «обман» - серия действий, слов, жестов, и даже объективных свойств, манящих к кому-либо или чему-либо. Советского человека к коммунизму; Ромео – к Джульетте. Приятное и положительное явление! Александр Сергеевич так и писал:

Но притворитесь! Этот взгляд

Всё может выразить так чудно!

Ах, обмануть меня не трудно!..

Я сам обманываться рад!

То есть, рад поддаваться на мановение руки, взгляда, шлейфа парфюм-аромата и чёрт-те чего ещё… И если быть «объективным», то и в пропаганде-рекламе-агитации собственно «обман» действительно не является чем-то отрицательным. Отрицательным тут будет только общий замысел «обуть лоха», который не просекает смыслового разрыва между наличием манящих обещаний и отсутствием какого-либо мотива их выполнять.

Вот, явился эмиссар ЕС в Узбекистан. Боррель его фамилия. И давай манить-заманивать узбеков. Куда? – в ловушку, конечно. Только, понятно, об этом именно он ничего не говорит. Но сам «обман» не только выглядит благопристойно, но и «по факту» является таковым! Например, обещание многомиллиардных инвестиций, - ЕС это может, реально может. Будет ли? – «это другое». Здесь же заманивание перспективами укрепления справедливости, свобод, развития, - обман как таковой идёт вкруговую, со всех сторон. ЕС это может? – запросто, только, вот, как-то не занимается он такими хорошими делами на далёких «перифериях цивилизации», в «джунглях», как тот же Боррель называет страны вне «европейского сада».

Узбеки, конечно, как все нормальные люди знают: там, где появляется ЕС (США), оттуда высасываются все соки и сама жизнь. Все ресурсы и богатства, в том числе духовные. И всякие боррели-мишели-урсулы знают, что они знают. И действуют в итоге совсем уж просто: скупают на корню правящую верхушку и все дела! Им это недорого выходит. Узбекский газ-хлопок-уран-золото тысячекратно покроют все расходы. А высосут ведь подчистую!

Но, «чернуха» эта относится к намерениям, целям и мотивам. На пропаганду, агитацию и манящие (обманывающие) обещания это по смыслу никак не распространяется!

Всё это не к тому написано, чтобы сломать сложившееся словоупотребление. Нет. Только к тому, чтобы обратить внимание на глухоту на слова, да извращение смыслов. Это нужно просто знать. Пригодится! Скоро наступят такие времена…

И не надо гнать на пропаганду! Ибо *гн - древнейший пракорень, - лежит в единой смысловой основе этих двух слов.

****