Правомерны ли требования налогового органа об истребовании от организации паспортов на приборы учета водозаборных скважин во время камеральной налоговой проверки?
Отвечает ведущий юрист Центра Судьбина Виктория :
В соответствии с п. 1 ст. 87 Налогового кодекса Российской Федерации (часть первая) от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ (далее – Налоговый кодекс РФ) налоговые органы проводят следующие виды налоговых проверок налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов:
1) камеральные налоговые проверки;
2) выездные налоговые проверки.
При этом согласно п. 2 указанной статьи Налогового кодекса РФ целью камеральной и выездной налоговых проверок является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов, плательщиком страховых взносов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.
В соответствии с п. 1 ст. 88 Налогового кодекса РФ камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) или заявления, указанного в пункте 2 статьи 221.1 данного Кодекса, и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа, если иное не предусмотрено настоящей главой.
Согласно п. 7 указанной статьи Федерального закона при проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено настоящей статьей или если представление таких документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с п. 9 указанной статьи Налогового кодекса РФ при проведении камеральной налоговой проверки по налогам, связанным с использованием природных ресурсов, налоговые органы вправе помимо документов, указанных в пункте 1 данной статьи, истребовать у налогоплательщика иные документы, являющиеся основанием для исчисления и уплаты таких налогов.
Таким образом, при проведении камеральной налоговой проверки по налогам, связанным с использованием природных ресурсов, налоговые органы вправе помимо документов, указанных в пункте 1 данной статьи, истребовать у налогоплательщика иные документы, являющиеся основанием для исчисления и уплаты таких налогов.
Необходимо отметить, что положениями действующего законодательства не установлен перечень документов, являющиеся основанием для исчисления и уплаты таких налогов, при проведении камеральной налоговой проверки по налогам, связанным с использованием природных ресурсов.
В соответствии с подп. «ж» п. 7.7 письма ФНС России от 17 июля 2013 г. № АС-4-2/12837 «О рекомендациях по проведению мероприятий налогового контроля, связанных с налоговыми проверками» необходимо учитывать, что в соответствии с пунктом 7 статьи 88 Налогового кодекса РФ при проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, за исключением любых документов, являющихся основанием для исчисления и уплаты налогов, связанных с использованием природных ресурсов.
Необходимо отметить, что полномочия налогового органа, предусмотренные статьями 88 и 101 Налогового кодекса РФ, носят публично-правовой характер, что не позволяет налоговому органу произвольно отказаться от необходимости истребования дополнительных сведений, объяснений и документов, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. При осуществлении возложенной на него функции выявления налоговых правонарушений налоговый орган во всех случаях сомнений в правильности уплаты налогов и тем более - обнаружения признаков налогового правонарушения обязан воспользоваться предоставленным ему правомочием истребовать у налогоплательщика необходимую информацию.
Данный вывод подтверждается Определением Конституционного Суда РФ от 12 июля 2006 г. № 267-О.
В соответствии с Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 25 февраля 2016 г. № 04АП-179/2016 по делу № А78-12351/2015 истребование у налогоплательщика при проведении камеральной проверки документов, необходимых для проверки правильности исчисления налога на добычу полезных ископаемых, является обязанностью налогового органа. Единственным запретом для налогового органа по истребованию документов при проведении камеральной проверки налоговой декларации по налогу на добычу полезных ископаемых является то, что налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика иных документов, кроме тех, что необходимы для проверки правильности исчисления налога на добычу полезных ископаемых. Следовательно, при проведении камеральной проверки налоговой декларации по налогу на добычу полезных ископаемых допускается истребование любых необходимых для проверки правильности исчисления налога документов.
В соответствии с п. 1 ст. 338 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно в отношении каждого добытого полезного ископаемого (в том числе полезных компонентов, извлекаемых из недр попутно при добыче основного полезного ископаемого).
Согласно с абз. 7 п. 2 ст. 340 Налогового кодекса РФ стоимость добытого полезного ископаемого определяется как произведение количества добытого полезного ископаемого, определяемого в соответствии со статьей 339 Кодекса, и стоимости единицы добытого полезного ископаемого, определяемой в соответствии с данным пунктом.
В соответствии п. 2 ст. 339 Налогового кодекса РФ количество добытого полезного ископаемого определяется прямым (посредством применения измерительных средств и устройств) или косвенным (расчетно, по данным о содержании добытого полезного ископаемого в извлекаемом из недр (отходов, потерь) минеральном сырье) методом, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
При этом в случае, если определение количества добытых полезных ископаемых прямым методом невозможно, применяется косвенный метод.
При этом применяемый налогоплательщиком метод определения количества добытого полезного ископаемого подлежит утверждению в учетной политике налогоплательщика для целей налогообложения и применяется налогоплательщиком в течение всей деятельности по добыче полезного ископаемого. Метод определения количества добытого полезного ископаемого, утвержденный налогоплательщиком, подлежит изменению только в случае внесения изменений в технический проект разработки месторождения полезных ископаемых в связи с изменением применяемой технологии добычи полезных ископаемых.
Таким образом, количество добытого полезного ископаемого определяется, в т.ч. прямым методом (посредством применения измерительных средств и устройств).
При этом применяемый налогоплательщиком метод определения количества добытого полезного ископаемого подлежит утверждению в учетной политике налогоплательщика для целей налогообложения и применяется налогоплательщиком в течение всей деятельности по добыче полезного ископаемого.
На основании изложенного, можно сделать вывод о том, что в случае, если количество добытого полезного ископаемого определяется посредством применения измерительных средств и устройств, при проведении камеральной налоговой проверки существует риск истребования налоговым органом сведений о паспортах данных измерительных средств и устройств, в т.ч. приборов учета водных ресурсов, забираемых из водозаборных скважин.