Уважаемый мною философ, культуролог и журналист Борис Межуев разместил на своей странице ВК пост, в котором, в частности, есть и слова о канцлере Александре Горчакове, как о «политике, вернувшем России право считаться черноморской державой и предотвратившем на Берлинском конгрессе очередное столкновение России с “коллективным Западом”». Мой комментарий выглядит следующим образом – я решил оформить его отдельной статьей, – тема-то актуальная.
По поводу: «предотвратившем на Берлинском конгрессе очередное столкновение России с «коллективным Западом»». Позволю не согласиться. При всей внешней схожести с 1853-м ситуация была принципиально иной.
Никакого коллективного Запада не было тогда и в помине. Ибо он немыслим без Франции. Она же, разгромленная в 1870-м только в России и видела единственного гаранта собственного суверенитета и в конференции вообще принимала лишь номинальное участие. Австрия? После Кениггреца – то есть понесенного от прусского поражения в 1866 году? Даже не смешно.
Германия? Ну да, Бисмарк был обижен на Александра II: не дал ему покончить с Третьей республикой в 1874-м и разжиться ее колониями, но воевать с нами? Мастер Realpolitik не отдавал себе отчета, что тем самым он примется с усердием таскать каштаны из огня для главного своего геополитического противника – тогда еще великой Британии?
Наконец, сама тогда еще великая Британия. О да, флот ее величества в Мраморном море. Трепещите! И много б навоевала им? Короче, никакого коллективного Запада в Берлине и в помине не было, даже на уровне тени. Жалкой. Как не было угрозы повторения ситуации с Крымской войной. Но инерция мышления Горчакова оказалась сильнее взвешенного анализа реального расклада сил. И, увы, он не сыграл на противоречиях своих оппонентов.
Если Вам понравилась статья — подписывайтесь на мой канал .
Игорь Ходаков