Найти тему
Наука и фантастика

Уйлоанцы: "нормальные" инопланетяне

Этот канал посвящен моей космоопере "Хранительница", которая выложена на Литрес. Раскрываю секреты творческой лаборатории, знакомлю со своими мирами и героями, объясняю подробности.

Инопланетяне. Изображение из открытых источников.
Инопланетяне. Изображение из открытых источников.

Найти в сети картинки, которые соответствовали бы моим представлениям об уйлоанцах, у меня не вышло. Уродливые рептилоиды или зеленые голые монстры с непропорционально огромными глазами, крохотным ротиком, рахитичными конечностями и гидроцефалией - явно не то. А ведь нужен еще третий глаз, причем такой, который не выглядел бы омерзительно!

Зеленый глаз с золотистым ободком - примерно такие глаза у алуэссы Иссоа.
Зеленый глаз с золотистым ободком - примерно такие глаза у алуэссы Иссоа.

Сама виновата, что придумала инопланетян, вроде бы похожих на людей, и в то же время явно от них отличающихся. Перепутать нельзя, разве что издали, или если уйлоанец - в скафандре (ситуация, описанная в книге "Двойное кольцо": спасательная экспедиция на Сирону).

Что касается уйлоанского общества, то оно, напротив, очень напоминает некоторые традиционные человеческие общества. Это сделано совершенно сознательно, иначе эмоциональное сближение между моими героями, Юлией Цветановой-Флорес и ее учителем Ульвеном Киофаром Джеджиддом, оказалось бы невозможным или неправдоподобным.

Ну, представьте себе, что вы - человек, земная девушка, а ваш наставник - представитель совершенно иной космической расы, вроде келлойцев или алечуанцев. Интеллектуальный контакт, скорее всего, будет успешным, а душевный - вряд ли. Ничего общего между ними не обнаружится. Значит, и космоопера не сложится.

Уйоанцы же во всем, кроме странноватой внешности, вполне нормальны.

Два пола (и никаких девиаций). Прочные патриархальные семьи. Браки обычно заключаются по взаимной склонности, причем браку предшествует период помолвки, когда еще можно присмотреться друг к другу и решить, тот ли это кандидат в супруги; измен и разводов практически не бывает.

Детей заводят сознательно и воспитывают очень заботливо, поэтому между рождениями бывают значительные интервалы. Я не специально подгоняла семьи своих уйлоанцев к какому-то выдуманному стандарту, но по логике вещей само собой получалось, что детей обычно не более трех-четырех (а иногда даже вообще один).

В императорской семье Киофар - трое: старшая сестра - Ильоа, брат - принц Ульвен (на пять лет младше Ильоа) и младшая сестра Иссоа (на двадцать лет младше Ильоа и на пятнадцать - брата Ульвена).

В семье Иссоа и Эллафа - тоже трое (под конец эпопеи появляется четвертый ребенок): принц Ульвен, его сестра Файолла (на три года младше) и брат Элвен (на десять лет младше Ульвена).

Глава семьи - отец или старший брат, ему должны повиноваться все остальные, поскольку он - господин семейного очага. В семье Киофар глава семьи - верховный иерофант рода и всей уйлоанской общины. А это очень важно даже при отсутствии империи и императорской власти.

В конце книги "Алуэсса" описывается, как должен происходить процесс передачи власти. Недостаточно просто сказать - я больше не хочу оставаться принцем и потенциальным императором, и передаю свои полномочия младшей сестре. Ульвен Киофар Джеджидд обязан совершить тройную церемонию у очага, постепенно слагая с себя все обязанности главы рода и верховного иерофанта. И только после того, как Иссоа освобождается от долга повиновения ему как главе семьи, иерофанту и принцу, она вправе стать самостоятельной правительницей. Но теперь уже и брат, и будущий муж, и все прочие родственники должны повиноваться ей. Несмотря на предстоящее замужество, Иссоа сохранит фамилию Киофар, и ее дети от Эллафа Саонса будут носить фамилию "Киофар Саонс", а не наоборот, и тем более не просто "Саонс". Всё это необычайно серьезно и, несмотря на строгую последовательность ритуалов, отнюдь не формально.

Уйлоанские ритуалы, уйлоанский этикет, уйлоанские правила родственного и дружеского общения - Юлия, выросшая в обстановке почти полной свободы, привыкает ко всему этому отнюдь не без трудностей, но, в конце концов, находит в таком положении дел свои преимущества: ты знаешь, чего ждать от окружающих, и, если следуешь правилам, всё идёт своим чередом. Ты уважаешь других, другие уважают тебя, преступать границы нельзя, однако можешь быть уверен, что и твои границы не будут нарушены.

Некоторые правила кажутся "девочке из будущего" странными и забавными. Дамы, даже инопланетянки, не должны в доме принца носить штаны - только платья и юбки. К вечерней трапезе нужно являться в нарядном платье с украшениями. Мужчина не должен оставаться наедине за закрытой дверью с дамой, которая не является его женой или близкой родственницей (матерью или сестрой). Жених и невеста не могут ночевать под одной крышей до свадьбы, даже в разных комнатах большого дома. Незамужняя гостья может остаться на ночлег в семье, только если там присутствует мать семейства (а лучше - также и другие дамы). Девушка не должна оставаться жить в доме совсем одна; требуется присутствие старшей родственницы - замужней дамы или вдовы. И, конечно, порядочная девушка не может снять себе номер в гостинице, если она не находится в официальной командировке как должностное лицо. Наконец, учитель и ученица не должны прикасаться друг к другу (впрочем, это запрещено и уставом Колледжа космолингвистики) и обязаны всегда общаться на "вы".

Кадр из сериала "Аббатство Даунтон". Фото из открытых источников.
Кадр из сериала "Аббатство Даунтон". Фото из открытых источников.

Откуда я всего этого набралась и почему приписала своим уйлоанцам?

Источников было несколько. Отчасти - испанское и креольское общество 18-19 веков. Отчасти - викторианское общество, где вопросам приличий придавалось большое значение, и утратить репутацию было очень легко, а восстановить - почти невозможно. Отчасти, наверное, даже традиционные восточные общества вроде корейского или японского (впрочем, о них я знаю гораздо меньше).

В основе уйлоанских нравов лежат такие понятия, как долг и честь. Это оказывается необычайно важно для понимания уйлоанского менталитета моей героиней. И она неоднократно говорит о том, что сходство уйлоанцев с людьми может ввести в заблуждение: их реакции часто оказывается неожиданными, поскольку мотивы поступков диктуются не эмоциональными порывами, а другими причинами.

Насколько все это важно, выясняется в последней книге, "Двойник".

Читайте "Хранительницу" на Литрес, подписывайтесь на этот канал, комментируйте и оставляйте отзывы здесь и там!

Подписывайтесь, ставьте лайки, делитесь с друзьями - любая помощь автору приятна и полезна.