Времена сейчас такие… Как бы помягче выразиться? Волатильные. На многое — а иногда сразу на все — смотрим по-новому. Да вот хотя бы тот же зоопарк: то ли тюрьма зверей, то ли школа гуманной зоологии. Нет единства среди колумнистов. Но не будем голословно теоретизировать, а дадим слово работнику зоопарка. Пусть кипер Александр Вервальд расскажет, как устроена жизнь в зоопарке. По крайней мере, у панд. Александр в Московском зоопарке главный по пандам.
Большие панды ДинДин и Жуи приехали в Московский зоопарк в мае 2019 года. Огромное событие! Конечно, они сразу стали всеобщими любимцами — не только гостей, но и нашими.
К прибытию этих милых медвежат из Китая мы готовились как следует: специально для ДинДин и Жуи был создан павильон с подходящими микроклиматическими условиями. Во внутренних вольерах мы поддерживаем им постоянную температуру 15–20 градусов и 70-процентную влажность воздуха. Летом в жару во внешних вольерах включаем специальное орошение, которое создает пандам комфортную влажность и чуть-чуть снижает температуру.
Еще у московских панд есть собственные бассейны в наружных вольерах: летом они наполнены водой, зимой — снегом. Панды, кстати, обожают снег и очень любят кататься со снежных горок. В крытом вольере у каждого медвежонка тоже есть маленький бассейн, который работает и как поилка, и как небольшая ванночка. Жуи, к примеру, с удовольствием плещется там, а иногда предпочитает просто спокойно отмокать в воде. Есть у них и личные деревья, по которым они любят лазать. Столичные панды вообще часто проводят время «вне» земли — наблюдают за происходящим сверху вниз. Или забираются ближе к макушке дерева и, спрятавшись от посторонних глаз, там, в тени листвы, наслаждаются веточками бамбука или просто спят. Вообще, по правде сказать, Жуи и ДинДин любят поспать.
У панд устоявшийся режим дня: панды едят, спят, гуляют, играют. В общем-то, на этом все. Просыпаясь, они выходят погулять на улицу, после чего завтракают и снова ложатся отдыхать. Такому образу жизни есть объяснение: панды берегут себя и свою энергию. Ведь бамбук, который они едят, — низкокалорийная, малопитательная пища, и, чтобы сохранить энергию, панды много спят. Ближе к обеду они снова просыпаются, чуть-чуть побегают, снова едят-едят-едят, потом снова спят-спят-спят. Вечером играют, получают свой ужин и засыпают.
Спят Жуи и ДинДин не всю ночь. Они просыпаются где-то после полуночи и сонные бредут за бамбуком. Жуя свое любимое лакомство, панды проводят час или два, после чего спокойно засыпают до утра. Правило «не есть после шести» Жуи и ДинДин настойчиво игнорируют.
Часы, когда московские панды не спят, расписаны по минутам. И за время бодрствования они, надо сказать, успевают сделать очень много. У них четырехразовое питание: утром, днем и вечером медведи едят бамбук, а в полдень какое-нибудь лакомство. Жуи за день съедает 40 килограммов бамбука, ДинДин — 30. Лакомства (на то оно и лакомство) мишки получают немного, примерно по одному килограмму в день. Кроме того, обязательно и у Жуи, и у ДинДин есть ежедневные тренинги — специальные занятия, на которых отрабатываются навыки, позволяющие ветеринарам и зоологам в случае необходимости работать с пандами. Благодаря этим тренингам можно спокойно ощупывать, осматривать животных, делать им УЗИ без применения наркоза.
Жуи и ДинДин живут по соседству, но друг друга в глаза еще не видели. Знакомы только дистанционно через звуки и запахи. Панды в дикой природе — одиночные животные. Заметив на своей территории другую панду, они начинают отчаянно выгонять соперника и оберегать свою еду. В природе у них обширные личные территории, поэтому в зоопарке и созданы похожие условия. Чтобы избежать конфликтных ситуаций, и у Жуи, и у ДинДин все личное: есть свой внутренний и внешний вольер, свое место для тренингов.
Да и по характеру они такие разные! Жуи активный. Он любит побегать, покувыркаться, ему доставляет удовольствие общение с людьми. Тренинги для него — не только занятие, но и общение с зоологами. Он всем своим видом показывает, что не прочь заниматься не только за морковку, но и просто ради общения. Жуи любит внимание, любит показать себя, любит, когда на него смотрят, — он в принципе очень дружелюбный.
А вот ДинДин диаметрально противоположная. Она такая задумчивая, медленная, ей надо сначала поразмыслить, все взвесить — стоит что-то делать или нет. С игрушками, внутри которых лакомство, она разбирается очень неспешно: медленно кусает, чтобы добраться до середины.
Жуи, наоборот, на свои игрушки просто наскакивает: 30 секунд — и все, игрушка разодрана, вся еда из нее съедена, интерес к ней потерян. ДинДин может и пять, и десять минут сидеть с игрушкой в обнимку и медленно ее разбирать. То же самое на тренингах: прежде чем ДинДин что-то сделает, она подумает несколько секунд. Она, конечно, в итоге все выполняет не хуже Жуи, но прежде обязательно все обдумает.
Принято считать, что панды — это милейшие, пушистые, мягкие животные, которых можно таскать на руках. Но, на секундочку, в Жуи 135 кг живого веса, в ДинДин — 115. Это, в общем-то, очень серьезный вес. При этом силы у них немерено. Кроме того, панды имеют огромные когти, а зубы позволяют им раскусывать толстые палки бамбука. Стебли бамбука, которые человек рубит топором или пилит пилой, панды легко перегрызают. Так что мы в зоопарке с пандами не обнимаемся, никак с ними не тискаемся, а работы на тренингах проводятся через решетку. Потому что панды, хотя и не агрессивные сами по себе, могут легко заинтересоваться новым объектом, попавшим к ним в воль-ер. Или, чего хуже, начнут защищать свою территорию. И уж поверьте, тогда мало не покажется.
Но если соблюдать технику безопасности, панды — да, милые животные. Вольеры с Жуи и ДинДин — одно из основных мест притяжения зоопарка. Зимой, летом, осенью и весной у воль-еров всегда люди. За ними, пандами, занятно наблюдать всегда, что бы они ни делали. Панды отвечают людям взаимностью: они очень любят и гостей и особенно — внимание.
Колонка Александра Вервальда опубликована в журнале "Русский пионер" №111. Все точки распространения в разделе "Журнальный киоск".