Наш материал о ренессансе не касается искусства, или художественного стиля. Все дело в том, что на заводе госкорпорации "Роскосмос" в Усть-Катаве Челябинской области скоро будет введен в строй новый сборочный цех. В нем будут собирать… трамваи. Казалось бы, мощностей по выпуску подвижного состава этого вида городского транспорта у нас в стране достаточно Но, госкорпорация "Роскосмос", которой принадлежит это предприятие, решило удвоить свои производственные мощности. А все началось вот с чего.
В ноябре 2018 года в Совете Федерации проходил правительственный час. На нем сенаторы заслушивали тогдашнего министра транспорта Евгения Дитриха (сегодня он возглавляет лизинговую госкомпанию ГТЛК). И вот в самый разгар обмена мнениями по острым транспортным вопросам страны и регионов спикер Валентина Матвиенко рассказывает, при посещении одного областного центра ей на глаза попадается «ржавое ведро с гайками». Это был старый облупленный трамвай. Она задает вопрос профильному министру, когда города РФ избавятся от этого позора? Наверное, это точка отсчета, с которой начался трамвайный ренессанс в стране.
В это же самое время в Москве развернулась грандиозная программа по замене устаревшего подвижного состава городского рельсового транспорта. Компания «ПК Транспортные системы» получает огромный по объему заказ на поставку 300 трамваев «Витязь-Москва» в столичные депо. Между прочим, это самый большой в мире контракт в истории этого вида транспорта.
Затем было еще одно дополнительное соглашение на поставку 90 трамваев. И вот на днях объявлено о завершении поставки компанией «ПК ТС» очередной партии в 114 вагонов. Таким образом, Москва сегодня имеет парк из 500 самых современных низкопольных вагонов.
Тут надо вспомнить еще один вопрос. Дело в том, что при этом обновлении в Москве вместимость трамвайных депо не увеличивалось. А они были заняты трамваями, которые куплены во времена прежнего мэра Москвы Юрия Лужкова. Их куда девать? Решение пришло быстро. Тут стоит вспомнить слова Валентина Матвиенко про ржавый трамвай в одном областном центре.
Москва начала раздавать другим городам страны свой еще довольно-таки не старый трамвайный парк. Трамвайные города России с удовольствием стали забирать из столицы вагоны. Причем делали это с большой радостью, поскольку передача позволила списать часть своего сильно изношенного парка трамвайной техники.
И эти партии столичных подержанных трамваев сильно омолодили существующие парки Иркутска и Кемерово, Саратова и Новосибирска, Томска и Уфы, Тулы и еще двух десятков городов. Такой щедрости никто в нашей стране никогда не видел.
Срок работы трамвая 25-30 лет и более, из них первые 16 лет – это амортизационный период. То есть грубо говоря, он сам себя вырабатывает. Но на этом его жизненный цикл не заканчивается. И если трамвай откапиталить (т.е. провести капитальный ремонт), то срок продлевается еще на несколько лет. Таким образом, московские вагоны, если их омолодить и ухаживать за ними, могут еще десятилетия трудиться на маршрутах регулярных перевозок в этих городах.
Но московская раздача подтолкнула эти и другие российские города подойти серьезно к обновлению парка техники. И не только московская раздача. Регионы теперь имеют возможность покупать трамваи за федеральные деньги по национальному проекту «Безопасные и качественные дороги 2.0», федеральной программе «Чистый воздух» и т.д. А самое интересное, что очнулись и региональные власти во многих субъектах и посмотрели на свой изношенный парк и начали выделять деньги на обновление. Вот такая цепная реакция.
И во многих городах страны начался трамвайный ренессанс. Трамваев для обновления требуется не такое огромное количество, как автобусов или троллейбусов. Парки этой техники несопоставимы. Но тут вот такой момент. Если компания «ПК Транспортные системы» выпускает трамваи в Санкт-Петербурге и Твери, где изготовлялся московский заказ на сочлененные вагоны «Витязь-М», то другим города эти 27-метровые червяки не нужны. Их пассажиропоток спокойно вывозится одиночными вагонами, типа «соло». Сегодня у ПК ТС появились трамваи-соло «Львенок».
Но все же первенство в стране по выпуску таких вагонов у Усть-Катавского завода (УКВЗ), наверняка, многие наши читатели вряд ли смогут найти этот небольшой уральский городок на карте. Поэтому Роскосмосу в преддверии появления заказов и пришлось пойти на увеличение производственных мощностей. Если в 2021 году УКВЗ выпустил 85 трамваев, в 2022 году планирует 121 вагон, то с пуском нового цеха возможности вырастут до 250 вагонов.
Впереди выполнение серьезных заказов, так, в ближайшие три года столица курортного края Краснодар объявил о конкурсе на 100 низкопольных вагонов. Кроме того, в стране возводятся два больших проекта метротрамвая - в Челябинске и Красноярске, где также потребуется много нового подвижного состава.
В общем, в стране давно назрел вопрос о замене парка трамвайной техники, ведь горожанин россиянин достоин добираться на работу и учебу на современном, низкопольном и удобном подвижном составе. И желательно без пробок.
Наш канал "Проавтобизнес" ВКонтакте
Наш телеграмм канал https://t.me/proautobiz