Найти в Дзене
China Campus Network

Грамматика и упражнения

Оглавление

На всех уроках грамматики уделяется немало времени и сил, чтобы объяснить правило. Но ведь упражнения — это куда более важная часть, именно тогда ученики учатся правилами пользоваться!

Как учитель может специально создать условия, при которых ученики смогут

• Воспользоваться именно изученными языковыми единицами;

• Использовать их с определенной целью в определенной ситуации;

• Сосредоточиться на безошибочности либо свободе и естественности речи?

Типичными заданиями такого типа можно считать дриллы, письменные упражнения, диалоги

Еще больше статей и советов для преподавателей иностранных языков в нашей "Учительской CCN"

• Дриллы — устная отработка

Это многократное повторение слова, выражения или целой фразы вслед за учителем и самостоятельно. При этом ученик может не сильно вдумываться в значение, в первую очередь ему нужно привыкнуть к звучанию, ощутить слова на языке. Например:

Учитель: 我去过非洲。

Ученики: 我去过非洲。

Учитель: 我吃过北京烤鸭。

Ученики: 我吃过北京烤鸭。

• Письменные упражнения — контролируемая практика, направленная на безошибочное выполнение

Такие задания знакомы всем. Они, как правило, выполняются каждым учеником индивидуально, позволяют сконцентрироваться на отработке. Но даже классическое задание на подстановку слов в пропуски можно улучшить таким образом:

- выполнив его, обменяться с соседом и проверить друг друга;

- заполнить пропуски в парах;

- устроить соревнование между учениками или группами;

- дать ученикам текст с уже заполненными пробелами, но часть из них неправильная. Дать ученикам поискать ошибки и обосновать их;

- выдать ученикам части текста, после этого они в мини-группах должны будут его восстановить.

• Диалог или рассказ — более свободная практика, завязанная на импровизации, творчестве и взаимодействии учеников друг с другом

Например, учитель и ученики становятся соавторами истории, мини-диалога. Такое задание поместит изучаемые реплики в контекст и позволит ученикам смелее воспользоваться изученным:

- Учитель с помощью музыки, картинок, жестикуляции погружает учеников в контекст (например, герои диалога — мама и сын, или учитель и ученик, или два друга; они находятся в магазине, в гостях, на пляже…).

- Пользуясь картинками, жестами, выудить из учеников реплики диалога, подходящие по сюжету. Среди всех вариантов учеников учитель выбирает наиболее подходящий под задумку.

- Утвердив реплику одного ученика как фразу диалога, обязательно проговорить ее вслух со всеми, исправив ошибки, если они были.

- Повторить еще несколько раз, пока диалог не разрастется в историю.

• Еще идеи:

- Поделить учеников на пары, каждому выдать половинку фразы. Общаясь друг с другом, ученикам нужно найти своего партнера, которому выпала вторая половинка;

- Показать ученикам картинку, дать время, чтобы запомнить ее (содержание картинки должно быть возможно описать с помощью изученной грамматики). По истечении определенного времени учитель прячет картинку и просит ее описать. Или описывает сам и просит найти ошибки в описании;

- Составить опросник, основанный на использовании изученной грамматики, и устроить интервью.

А что вы думаете? Нашли в этой статье что-то полезное для себя?