Одним из лучших подарков на моё второе 18-летие стала очередная книга моего любимого издательства "Снег" - Каталог открыток фототипии Отто Ренара с видами курортов КМВ (1907-1910)
Книга выполнена в виде альбома - я думала, что кроме фотографий там ничего нет. Но, оказывается, книга содержит много исторической информации о том, как создавалась эта серия открыток.
Лучшие фотографы Кавказа продавали свои фотографии в студии фототипии - одна из таких студий "Отто Ренар" располагалась в Москве в здании на Тверской улице.
Отто Ренар - прусский подданный и профессиональный фотограф, открыл своё фотоателье в Москве в 1881 году. Одним из первых в России Отто Ренар начал заниматься печатью почтовых открыток с живописными видами городов, которые планировалось продавать на железнодорожных станциях приезжим.
В то время было модно отправлять друзьям и близким фотокарточки с приветом на обороте - возможность поделиться с близкими красивыми видами из путешествия была в новинку! К тому же это был способ сообщить, что добрался до места назначения - не просто письмо, а еще и с фотографией.
Примечательно, что когда тиражи карточек с видами Пятигорска и других городов Кавказских Минеральных Вод печаталась в фототипии Отто Ренара, сам Отто Ренар уже не имел к ней никакого отношения. Он продал московские заведения своему партнеру Николаю Сергеевичу Никольскому с условием, что широкоизвестное название фирмы "Отто Ренар" продолжит своё существование.
Открытки с видами Кавказских Минеральных Вод собирал в свою коллекцию пятигорский краевед и филокартист Леонид Николаевич Польский. Открытки для него были не столько предметами коллекционирования, сколько возможностью прикоснуться к прошлому, единственным способом увидеть уже утраченные облики городов, улиц, домов. Так же и я с любопытством рассматриваю старые фотографии, с волнением узнавая сохранившиеся до нашего времени здания и места.
Особенно Польский ценил открытки Отто Ренара за их высокое качество и нешаблонность изображения: виды были сделаны с необычных ракурсов, сюжеты открыток были неизбитыми, к работе привлекали статистов, которые оживляли фотографии и придавали им "бытовой" вид.
Однажды коллекция Леонида Николаевича Польского сослужила пользу режиссеру Леониду Гайдаю. Польский консультировал Гайдая по видам Пятигорска, соответствующих 1920-м годам, для будущего фильма "Двенадцать стульев" - как наглядный материал использовались открытки. На момент съемок фильма в 1970 году Провал уже сильно видоизменился.
Пришлось искать место, похожее на Провал времён Остапа Бендера - и этим местом стал грот Лермонтова. А вид, открывающийся с площадки, Гайдай загородил копией того самого плаката, который увидел на открытке в коллекции Польского.
Книгу мне подарили задолго до дня рождения: так как тираж уже заканчивается, я побоялась упустить её, так же как и "Архитектуру старого Пятигорска" - и купила заранее. Но она хранилась у меня в пленочке до самого дня рождения, и первое, что я сделала в свой день - распечатала книжку с ощущением детского восторга, когда утром 1 января вскрываешь подарки, сидя под ёлкой!
Конечно, все эти фотографии можно найти и в интернете, но невозможно подделать это эстетическое удовольствие, когда держишь в руках качественную книгу! Буду изучать фотографии и готовить новые интересные статьи про достопримечательности Пятигорска!