Почти от каждого ученика я часто слышу: “Это по невнимательности”. Мне это надоело, поэтому с высоты своего почтидесятилетнегоопыта заявляю:
невнимательности не существует.
Конечно, звучит смело, но я только хочу сказать, что сложно что-то сделать с проблемой, если называть её невнимательностью. Что тут можно посоветовать человеку? – быть внимательным? – вот спасибо, мне прям сразу полегчало... Как и за ленью (которой тоже, кстати, не существует), за невнимательностью всегда скрывается множество самых разных факторов: усталость, перегруженность мыслями и чувствами, задание повышенной сложности или задание с “подводными камнями", незнание правил или нетвёрдое знание правил, наконец, шумное помещение, в котором вы вынуждены заниматься…
Честно сказать, слово “невнимательность” я ненавижу, потому что это клеймо было на мне все школьные годы. Из-за него я всегда была недостаточно хорошей и очень от этого страдала. Так я и жила до прошлого года (недостаточно хорошая и очень страдающая), пока мне не попался ученик с тотальной невнимательностью.
Мы с ним прекрасно ладили: обсуждали новые темы, писали пробные ЕГЭ, делали упражнения и, да, сетовали на невнимательность, но ничего особенного с ней не делали. Я думала, что со временем это пройдёт, потому что мы работаем… Но потом я обнаружила себя и этого ученика где-то в середине апреля с огромным количеством ошибок в упражнениях по всем, абсолютно всем темам, которые мы до этого проходили. У меня началась настоящая паника. Он умудрялся ошибаться не в домашних заданиях (когда он уставший, у него мысли и чувства или его отвлекают...), а прямо на уроках – с конспектом перед глазами и при живой мне, которая объясняла ему каждую из этих тем уже несколько раз!
Я схватилась за голову, вспомнила свою школьную невнимательность и начала думать, что с этим делать. К сожалению и к счастью, ответ оказался простым. Но не спешите от него отмахиваться, я сформулировала его так, что он превратился в надёжно работающий приём.
Нужно медленно читать. И перечитывать. И, возможно, перечитывать ещё раз.
Вот перед вами текст/тест, который кто-то будет оценивать, и вы, прежде чем сдать свою работу, вычитываете в ней каждое слово по отдельности и, если понадобится, даже разбиваете каждое слово на слоги. А потом, если есть время, повторяете это действие. Здесь речь не о том, чтобы быть внимательным – вы знаете, что такое “быть внимательным”? – я вот не знаю, зато я знаю, что такое медленное чтение. И его-то как раз можно и нужно практиковать.
Начали, значит, мы с этим учеником медленно читать. Это была настоящая мука, помноженная на мою тихую панику, но мы не сдавались и каждый урок сквозь десятки ошибок (и десятки маленьких печалей из-за этих самых ошибок) всматривались в упражнения и в тексты.
Я сделала вывод, что важна тренировка сквозь ошибки: пусть у вас их будет много, главное, что вы всё равно пытаетесь читать медленно, что вы сквозь них продираетесь. То есть вы работаете не на результат, а на процесс – и ваш мозг постепенно приучается читать медленно, он привыкает делать это в любой ситуации, в любом настроении…
Самый важный вопрос: как этот ученик сдал ЕГЭ? Пробные, которые мы с ним проводили, он писал откровенно плохо: на 55-65 баллов, редко когда доходил до 70. На реальном ЕГЭ он получил 78 баллов, и этого результата хватило для поступления – куда ему хотелось. Да, балл не самый высокий, но мы все (ученик, родители и я) были в полном восторге)) мало кто ожидал, что у него получится выжать из себя такой результат.
Очень запомнились сообщения, которые он мне прислал после ЕГЭ:
– Проверил, после того как написал сочинение
– Потом переписал сочинение, проверил орфографию
– Потом перепроверил, правильно ли я записал в бланк, и перепроверил пунктуацию в сочинении
Как видите, “проверил” и “перепроверил” были главным методом...
Интересно, что сам ученик даже подозревал у себя патологию, настоящее отклонение – думал, что его мозг работает как-то иначе и не позволит ему нормально написать экзамен. Просил меня посоветовать какие-нибудь таблетки от невнимательности)) и, конечно, я не врач и не могу исключать чего-то патологического, против патологий нужно вооружаться не только репетиторами, но и другими специалистами. Но у него, видимо, всё было нормально, и действительно нужны были только тренировка и терпение...
Почти на каждом уроке почти с каждым учеником мне время от времени хочется сказать: "Внимательнее, пожалуйста" – потому что ученик прочитал / сказал что-то не так, ошибся. И это удивительно, я уже пятнадцать лет как вне школы, а дурацкая привычка винить во всём мифическую невнимательность осталась. И я постоянно себя одёргиваю, запрещаю себе говорить это слово и в последний момент, когда я уже готова его произнести, заменяю на "медленнее". Читай медленнее, подумай не торопясь, мы никуда не спешим… вот это руководство к действию, вот это я понимаю! А "невнимательность" только и умеет, что делать людей недостаточно хорошими и очень страдающими. Не будем такими 🙌