Найти тему
Mishootka Gamer

Точно игра года. 2018-го. Обзор God of War: Ragnarök

Оглавление

Получилось эпичное сюжетное приключение со слабым сайд-контентом и приевшейся боевкой

Игра изобилует интересными сюжетными поворотами, но геймплейно изменилась не слишком сильно
Игра изобилует интересными сюжетными поворотами, но геймплейно изменилась не слишком сильно

God of War: Ragnarök – несомненно, один из крупнейших релизов 2022 года. Те, кто называл ее DLC, конечно же, сильно преувеличивают. Да, сиквел прямо продолжает игру 2018 года, но разворачивает этот мир до совершенно других масштабов. Игра впечатляет прекрасной постановкой, проработанными персонажами и хорошим техническим состоянием.

Но, как я уже говорил в материале про первое впечатление от игры, проблемы сиквела в данном случае равно проблемы оригинала. Ragnarök – хорошая игра для тех, кому GoW 2018 года было мало, и хотелось еще. Те же, кому ее оказалось достаточно, постоянно будут замечать в сиквеле вторичные элементы и видеть изъяны, на которые разработчики за 4 года так и не обратили внимания. Возможно потому, что просто не ставили себе такой задачи.

Но обо всем по порядку. Итак, что хорошего и плохого мы увидели в потенциальной «Игре года 2022»?

«Дорогой дневник…»

Сюжет – главное и самое лучшее, что есть в God of War: Ragnarök. Хотя и он далеко не идеален, и у некоторых может вызвать справедливые вопросы. Действия персонажей не всегда последовательны, а диалоги – не всегда логичны. Но в целом – это достаточно стройная и интересная история, которая постоянно нарастает по масштабу и накалу страстей.

Фимбулвинтер. Долгая зима, предшествующая концу света (да, та самая, которую Джордж Мартин позаимствовал для своих книг). Запустила ее смерть Бальдра, и еще в конце истории 2018 года мы увидели первые снежинки. Теперь весь Мидгард засыпан снегом и скован льдом.

Это снова история про Кратоса и Атрея. И теперь она достигает своего завершения. Все решения приняты, все слова сказаны
Это снова история про Кратоса и Атрея. И теперь она достигает своего завершения. Все решения приняты, все слова сказаны

Постаревший Кратос (хотя он вроде бы бог) и повзрослевший Атрей тихо живут в своей деревянной избушке и ездят на охоту на санях, запряженных спасенными ими волчицами. Волков в игре вообще будет очень много, и сделаны они действительно классно.

Кратос уже по традиции считает, что Атрей не готов к встрече с богами Асгарда, и всячески оттягивает неизбежное. Атрей же чувствует в себе неведомые силы и тягу к знаниям, которая как магнит тянет его в большой мир. Катализатором «взрыва» в их отношениях становится вмешательство Тора и Одина. Теперь ясно, что отсидеться уже не получится. А Атрей к тому же получает заманчивое предложение от Всеотца – пойти к нему в обучение.

Сиквел проливает свет на некоторые события игры 2018 года, и сюжетно неразрывно с ней связан
Сиквел проливает свет на некоторые события игры 2018 года, и сюжетно неразрывно с ней связан
Я не буду описывать весь сюжет подробно. Все-таки это история, которую лучше пережить самому. Лишь поделюсь общими впечатлениями. Из-за того, что игра сильно выросла в масштабах, а сюжет по продолжительности остался не очень большим, его разбавили большим количеством малосодержательных диалогов, ненужными интригами и т.д.

Довольно долго мы видим постоянно ноющего Кратоса. Он уже не создает впечатление могучего бога, прошедшего через множество сражений. А, скорее, ворчащего деда, которому не нравится вообще все вокруг. На разговоры о войне он говорит, что война не нужна. На разговоры о мире он говорит, что война неизбежна. В общем постоянно мечется, а теперь еще и ВЕДЕТ ДНЕВНИК. Так что какое-то время я старину Кратоса просто не узнавал. Создавалось ощущение, что вокруг все умнее него, да и сам он как персонаж отошел куда-то на третий план, что лично меня не радовало.

Потом, правда, оказалось, что это временно, и Бог войны еще всем покажет, и нужно лишь немного потерпеть.

Все смешалось – волки, змеи

Настоящий сюжет God of War: Ragnarök начинается где-то в последней трети игры. И здесь без шуток – игра начинает по-настоящему впечатлять. Мир Асгарда сделан очень здорово. Ты действительно чувствуешь сильную неприязнь к Хеймдаллю, сопереживаешь Тору, который, как оказывается, не такой уж и плохой мужик. Даже Один кажется вполне вменяемым и адекватным персонажем – по крайней мере через призму восприятия Атрея.

Волков в игре много, - маленьких и больших - и все они очень круто сделаны
Волков в игре много, - маленьких и больших - и все они очень круто сделаны

К персонажам лично у меня вопросов нет – по-новому раскрывается Фрея, появляются новые характеры, вроде Фрейра и Ангрбоды (до цвета ее кожи, если честно, уже дела нет, в такие времена живем). Да, персонажи не всегда последовательны. Например, Фрея как-то уж очень резко переходит от ненависти до дружбы, да и Атрей убегает в Асгард в общем-то без видимой причины. Но ближе к концу все более-менее встает на свои места и выглядит убедительно.

Тут сделаю оговорку. Мир God of War 2018 года никогда не казался мне убедительным как фэнтези.

Он хорошо сделан, но он никогда и не выглядел живым, «дышащим». Всегда оставалось ощущение, что это просто хорошо выполненное игровое пространство. А персонажи в нем – просто функции. И в этом смысле в сиквеле все в общем-то осталось по-прежнему. Да, игра дарит хорошую историю. Но поверить в нее и сам этот мир все также не получается. Все несколько искусственно. Все служит какой-то геймдизайнерской цели, и это видно.

Атрей все время мечется между друзьями и посулами Одина
Атрей все время мечется между друзьями и посулами Одина

Конец игры, сам Рагнарек – просто мое почтение. Давненько я не видел такого эпика в играх. Пока ты бегаешь и выполняешь задания, на фоне творятся по-настоящему масштабные вещи. Гигантские волки бьются с валькириями. Исполинский змей сражается с Тором. Все громыхает, звучит захватывающая музыка. Да, God of War: Ragnarök в плане постановки – это, на мой взгляд, главный блокбастер года (прости, Elden Ring).

Жаль только, что геймплей при этом в общем-то мало изменился, и не дарит тех же захватывающих впечатлений.

Не ходите, боги, в Мидгард погулять

Главное геймплейное нововведение Ragnarök – это постоянные перескоки между персонажами. Мы то играем за Кратоса, то за Атрея. То за Кратоса вместе с Атреем, то за Кратоса вместе с Фреей. Или за Атрея вместе с Тором. Второй персонаж, естественно, остается на подхвате, и выполняет, скорее, нарративную функцию. Скажем так – весомой разницы между компаньоном Атреем и Фреей нет, примерно тот же набор умений и тот же вклад в сражение. Что вполне объяснимо, ведь выбирать между ними нам не дают.

Нас постоянно переключают между Кратосом и Атреем, чтобы разбавить геймплей
Нас постоянно переключают между Кратосом и Атреем, чтобы разбавить геймплей

Лично мне такое нововведение не очень понравилось. Потому что я люблю фокусироваться на развитии и прокачке какого-то одного персонажа на протяжении всей игры. Но это, как говорится, моя личная заморочка, и в целом я понимаю, зачем так сделано – ради разнообразия.

Мир God of War: Ragnarök по своим размерам в разы превосходит мир оригинала 2018 года. Здесь каждый из миров на ветвях Иггдрасиля примерно соответствует масштабам прежнего Мидгарда. И вот сами эти миры… не очень-то впечатляют. Я был разочарован тем, что Муспельхейм практически никак не изменился по сравнению с частью 2018 года. Что Нифльхейм ужался до совсем маленьких размеров. Да, остальные миры довольно просторные, но лично мне их немного не хватило.

Геймплейно "Рангарек" - это те же загадки, поиск артефактов и арены
Геймплейно "Рангарек" - это те же загадки, поиск артефактов и арены

Тем не менее, побегать по Альвхейму или Свартальвхейму придется достаточно много. И здесь вылазит другая проблема игры. GoW 2018 года в общем-то был короткой сюжетной постановочной игрой. Поэтому все эти ползанья в теснинах и прыжки на уступы не успевали сильно надоесть. В «Рагнареке» же от количества сундуков и других однообразных активностей постепенно начинает просто мутить. Этого слишком много, и это все слишком одинаковое.

Вообще создается ощущение, что студия-разработчик Santa Monica не очень умеет во что-то, кроме основной сюжетной линии. Если идти по сюжету, то все круто и увлекательно – и боевка и сценарные повороты. Но стоит ступить на скользкую дорожку получения платины и… игра начинает «душить».

Хай-энд-контент был откровенно халтурным и в GoW 2018 года. Все эти одинаковые арены Муспельхейма и Нифльхейма. Валькирии, отличающиеся друг от друга буквально парой-тройкой мувсетных элементов. Королева валькирий, которая просто вобрала в себя все эти элементы и сильно прибавила в количестве очков здоровья. Да, я в свое время все это прошел на сложности «Бог войны», но не скажу, что это было очень увлекательно.

Графика в "Рагнареке" безусловно лучше, чем в предыдущей игре, но на некст-ген претендовать не может
Графика в "Рагнареке" безусловно лучше, чем в предыдущей игре, но на некст-ген претендовать не может

В God of War: Ragnarök на мой взгляд с сайд-контентом все обстоит еще хуже. Активностей добавили намного больше, но все они сводятся к скучным и одинаковым действиям – закрыть портал, победив кучку врагов, найти 9 цветков, победить 12 практически одинаковых мини-боссов берсерков.

А в конце – абсолютно такой же король берсерков, только с тонной хп. И абсолютно ничем не примечательная еще одна королева валькирий. И – вот же удивительно – тоже с ТОННОЙ здоровья! И вся сложность этих сражений предсказуемо сводится к монотонным уворотам от одинаковых атак.

Когда смотришь на это, возникает справедливый вопрос. Santa Monica – вы это серьезно? Это все, на что у вас хватило фантазии? И это те же люди, что делали God of War 3, с его ярким миром и обилием классного боевого контента?

С другой стороны, я понимаю, что разработчики вряд ли ставили себе задачей создание качественного высокоуровневого контента. От них требовалось создать крутое сюжетное приключение, и они его сделали.

Работает – не трогай!

Если честно, в этот раз я уже не получил такого уж удовольствия от прохождения контента игры на максимальной сложности. И не могу никому советовать выбирать «Бога войны», если только вы не заядлый хардкорщик и вам не хочется челленджа любой ценой. Потому что есть некоторые проблемы и с боевой системой.

Нам снова предлагают собирать воронов Одина. Хотя на этот раз за них дают какую-никакую награду
Нам снова предлагают собирать воронов Одина. Хотя на этот раз за них дают какую-никакую награду

Первая и главная – то, что она практически не изменилась с 2018 года. Да, появилось новое оружие, копье Драупнир, но не сказать, что оно как-то существенно обогащает геймплей. Также и с врагами – вроде их видов стало намного больше, но… сами сражения от этого меняются не то, чтобы сильно. В целом было ощущение, что я играю в GoW 2018 года.

Постоянно встречаются странности. К примеру, ты выбил врага из равновесия и хочешь провести честно заработанную серию атак, а оппонент за долю секунды загорается красным и тут же отправляет тебя в мир иной. Враги в God of War: Ragnarök имеют привычку моментально «взлетать» прямо из под твоих ударов, из-за чего многие продолжительные рунические атаки становятся практически бесполезными. Кроме того, на месте остались наложения атак, когда при определенном стечении обстоятельств ты просто никак не можешь избежать ваншота. И подобные сюрпризы, безусловно, отвращают от прохождения на максимальной сложности.

По пути нам предстоит угробить немало обитателей скандинавских миров. А все из-за козней Одина!
По пути нам предстоит угробить немало обитателей скандинавских миров. А все из-за козней Одина!
А еще в God of War: Ragnarök почему-то одинаковые доспехи. Их довольно мало, так некоторые, к тому же, являются просто реколорами друг друга. Здесь разнообразия по какой-то причине не завезли.

Если подводить итог, «Рагнарек» — это прямое продолжение игры 2018 года, со всеми вытекающими. Боевка практически такая же. Высокоуровневой контент тоже почти идентичный. Да, добавилось много сайд-квестов, но далеко не все из них интересные. Многие сводятся к «пойди туда – принеси то-то». Зачистка миров тоже не слишком увлекательное занятие.

По сути, все, чего хочет от вас эта игра – это пройти ее сюжет. И он того действительно стоит. Собственно, чем меньше вы от него будете отвлекаться на какие-то другие активности, тем интереснее за ним будет наблюдать, и тем более стройная картина перед вами предстанет.

И, конечно, ждем продолжения приключений Кратоса (или Атрея). Хотя это, вероятно, будет уже совсем другая история.