Найти в Дзене
Книги Теймерит

Если игра не ради игры, тогда зачем?

А.А.Васильев издание  первых трех романов из цикла "Файролл". Изображение из сети  Интернет
А.А.Васильев издание первых трех романов из цикла "Файролл". Изображение из сети Интернет

О книгах Андрея Васильева были хорошие отзывы. Но прежде чем последовать за автором в его миры я почитала интервью. Это бывает полезно, чтобы определиться. Оказалось, что автор - далеко не юный любитель компьютерных игр, и до писательской стези у Андрея Александровича была достаточно успешная карьера в банке. Это, наверно, хорошая новость для читателя – есть надежда, что автор не сразу проведет своего героя в друзья богов и в вершители судеб целых континентов , как бывает в ЛитРПГ (см. пояснения в конце статьи).

И главный герой, глазами которого мы будем смотреть на события романа – на мир виртуальный, и на мир натуральный и вещественный, явно не юный. мы его находим на работе - ответ на вызов начальства на ковер он выдает описание:

«Ну чего. Партия сказала – комсомол ответил: «Есть». Захожу к нему…».

Про комсомол и партию помнят те, кому сейчас около полтинника и больше … Даже те, кому 45+ не очень помнят эту историю, поскольку застали только ее край.

Занят главный герой, журналист по имени Харитон Юрьевич Никифоров, освещением московской светской жизни в одной из местных газет. И в его понимании она не представляет собой чего-то сверхценного:

«… я освещаю светскую жизнь. Там с разнообразием паршиво. Там всего-то вариантов – писать про ругань с мордобоем, как мужчины с мужчинами личную жизнь налаживают да как одни и те же люди по клубам перемещаются с презентации на презентацию. Ну еще варианты: кокс нюхают и раствор по вене пускают. Для разнообразия.»

Из-за имени своего Харитон страдает, но в мыслях у него нет сменить его.

Кстати, в ответ на описание Харитоном профессионального амплуа начальник героя выдает не сказать, чтоб деликатный комментарий:

«Ну это, конечно, да. Оно и по тебе видно – ты то и дело под газом в редакцию приходишь. И, подумав над твоими словами, в баню с тобой я, конечно, не пойду теперь – к тебе спиной даже в портках страшно поворачиваться. Ладно, ладно, шучу. Но статьи твои, если честно, стали совсем уже убитые. Да прямо скажем, дрянь у тебя стали статьи. И по этой причине я тебе сам решил темку подбросить.»

С ориентацией и предпочтениями автора в личной жизни все понятно. Та же, что у большинства, которое не мыслит ее поводом для парада.

Уже на основании этого фрагмента ( с описанием амплуа и реакцией начальства) нельзя сказать, что жизнь героя полна успехов, что его работа – творческая, а в рабочих буднях он пользуется поддержкой и симпатиями коллег и начальства. Вот нет.

Жизнь обычная – дрейф вниз по течению, туда, к окончанию всех вещей. Немного склок, немного денег, работа, от которой тошно, но за которую хоть как-то платят… Начальство, к которому Харитон относится со смесью иронии, презрения и определенного уважения, и личная жизнь, которой не похвастаешься. Нет драйва. Нет авто. Нет пути...

А дальше - как в сказках – герой получает задание. Которое не похоже на то, что он делал раньше и кажется хоть и необычным, но довольно простым. Герой пытается от него избавиться, да не выходит.

Дальше идет зарисовочка, которая показывает, что автор хороший наблюдатель, действительно работал в смешанных "невегетарианских" коллективах. Сценка такая, что не привидится студенту, пишущему фанфики. Этого нельзя увидеть в перемещениях между диваном и холодильником – только в жизни.

Позиция героя в социальной иерархии не высока. Отдельного кабинета ему не положено, и уколоть самолюбие коллег в коммунальном «open space» он случая не упускает:

«– Адье, православные. Мне Мамонт (босс- Т.) командировку на месяц выписал. Удавитесь от зависти.
– Надеюсь, в Чечню или в Антарктиду, – язвительно заметила Калерия Георгиевна. Она вела колонку «Наши маленькие друзья» о домашних животных и в миру была известна под подпольной кличкой Крыска – за зубастость, серость и вредность. – Там вам самое место!
– Не-а, – мотнул головой я. – В Сочи, на месяц, о пляжной жизни писать.
– Вот га-а-ад! – выдохнуло полкабинета, и я, помахивая сумкой, из этого кабинета вышел».

Калерия Георгиевна есть в каждом коллективе. И рубрика «Наши маленькие друзья» подается если не в печати, то в качестве социального фасада.

Дальше идет зарисовочка, которая показывает, что автор хороший наблюдатель, действительно работал в смешанных коллективах. Сценка такая, что не привидится студенту, пишущему фанфики. Этого нельзя увидеть в перемещениях между диваном и холодильником – только в жизни.

Калерия Георгиевна есть в каждом коллективе. И рубрика «Наши маленькие друзья» подается если не в печати, то в качестве социального фасада.

Автор «Игры не ради игры…» открывает о своем герое много интересного. Временами Харитон напоминает Фигаро, который в начале романа устроился не на ту работу, да и с матримониальными планами промахнулся на парсек. А вот способностью лавировать между сильными и богатыми, бывать и тут и там, и при этом выскальзывать, не ошпарившись, из заваренных им же блюд, Харитон обладает в той же степени, чем герой Бомарше.

Радует, что ГГ достаточно самокритичен, осознает границы своей уникальности, и хоть особых философских глубин не демонстрирует, со здравым смыслом в его голове дело обстоит неплохо. Харитону в начале романа хорошо за 30, и даже ближе к сорока. На пороге тотального кризиса среднего возраста, который потонул благодаря счастливому билету на приключения в виртуале.

Автор, так или иначе, рассматривает феномен шанса. Не каждому предоставляется шанс прожить жизнь вне обычной, притом даже не всегда нормальной колеи, какая налаживается сама собой из нашей лени, проб и ошибок, без всяких усилий.

Не каждому доводится встретить золотую рыбку, прекрасную фею, или горшочек с радугой. И далеко не всегда эти встречи с шансом приводят к добру.

Герой такой шанс вступить в игру получает в реальной жизни, приступив к выполнению странного задания шефа. За беготней 40-летнего неудачника между мирами наблюдать гораздо интереснее, чем за ленивыми движениями супермена, случайно завалившегося в пропасть между мирами.

Да и в отношениях с женщинами у Харитона… глубокие философские проблемы. Противоречие земного и небесного. Рад бы очароваться, да как-то не получается умищще-то не отключить. И приходилось герою довольствоваться вариантом, который не получалось уважать, но смеяться прямо было не над чем... А это очень вредно – встречаться с человеком, который тебе не подходит, но уверен в обратном.

К счастью, судьба решает все на первом же корпоративе на новой должности, и Харитон не упускает случая…

Подождем, как скоро автор решит все проблемы героя, как благосклонно наградит свое творение вниманием сильных и имущих, как быстро подарит ему сердца, души и тела женщин, одна другой прекраснее/опаснее/ и т. п.

Можно даже делать отметки на полях, с какой главы какого тома главного героя будут осыпать благами, в которых он нуждается и решать его проблемы – действительные, надуманные и виртуальные, оставляя только одну – выборы из очень хорошего, лучшего и прекрасного. Подождем.

Можно читать как в электронной книге, так и слушала аудиокнигу с Литрес.

ЛитРПГ (пояснение)

Поясню для людей взрослых, если, на мое счастье, они набрели на этот отзыв. Жанр ЛитРПГ (литература о role-playing-game - об игре в ролевые игры) считается одним из молодых для современной фантастики – действие происходит в виртуальной реальности компьютерной игры (часто придуманной) и в реальности объективной, где герой живет относительно обычной жизнью. Т. е. эти истории про виртуальную реальность и «попаданцев» (а последних переношу очень плохо).

Еще о ЛитРПГ

Но, как ни удивительно, самый первый опыт знакомства с этим жанром для меня было очень приятным - « Лабиринт отражений» СВЛ заворожил. И продолжения так же принесли немало читательского удовольствия.

Вторая попытка погружения в ЛитРПГ была провалом: попался Дмитрий Рус с его «Играть, чтобы жить», с жадным и самодовольным героем, которому постоянно и сильно подыгрывал автор. Аттракцион бессмысленного накопления быстро надоел, а скоростной запуск персонажа в высшие сферы, к богам виртуального мира, надолго заморозил интерес к ЛитРПГ.

Из этих разнокалиберных знакомств я сделала вывод, что ЛитРПГ - очень пластичный и проективный жанр. В отличие от исторического романа, где перипетии и повороты сюжета известны, и автор в силах лишь изредка менять оттенки, а иногда смысл определенных событий; последовательность остается единожды и навсегда заданной.

Жанна дАрк не может утонуть или сбежать с любимым, графиня де Монсоро никогда не будет счастлива, герцог Бэкингем никогда не отплывет в Америку с новым покровителем.

В «попаданцах», как и в Лит РПГ, ход событий очень зависит от личности автора. От его взгляда на жизнь, потребностей и интересов, мировоззрения, направленности личности, от побудительных причин, которые усадили его за письменный стол. Все проекции, полуночные кошмары и вечерние грезы, конфузы и душевные драмы автора, как в театре теней, будут видны в его тексте.

У человека взрослого, если у него возникнет фантазия написать ЛитРПГ, будет больше нюансов, полутонов, поведение героев будет более достоверным – какой бы ни была виртуальность, в игру играют люди. А опыт реальной жизни, работы и отношений заземляет и добавляет бытовой мудрости, когда битый и опытный получает взгляд-рентген.

От воображения и опыта автора, его знаний устройства общества зависит целостность и достоверность картины, которую он нарисует. Картина не должна быть достоверной – в Лит РПГ это в принципе маловозможно, она должна оставлять такое впечатление.

Ведь автор придумывает не только характер героя, и награждает его своими мечтами и проблемами, но и создает мир вокруг него, который может быть устроен интересно, а может не содержать никаких сокровищ, быть примитивным, или транслировать неврозы, комплексы и диагноз создателя (наподобие того, как все выдают режиссерские «видения» в современном театре).

Этот отзыв есть и тут

#ЛитРПГ