Принятие нового закона — это возвращение к традиционным ценностям или политические игры?
Недавно Госдума РФ приняла в третьем чтении поправки в законодательство, которые касаются запрета пропаганды гомосексуальных отношений, смены пола и педофилии. Это означает, что в ряд федеральных законов, например, «О СМИ», «О рекламе», «О государственной поддержке кинематографии РФ» будут внесены изменения. Но есть ли смысл в запрете пропаганды ЛГБТ?
Вопрос эффективности
Теперь пропаганда, а также демонстрация гомосексуальных отношений в России в рекламе, фильмах и книгах будет находиться под запретом.
Есть мнение, что подобные изменения будут так же эффективны, как и запрет на распространение порнографии (УК РФ Статья 242). Сложно оценить, да и вообще представить работу представителей правоохранительных органов в этом направлении, учитывая статистику. Например, по данным Mediascope, в 2018 году более 10 млн жителей России хотя бы раз в месяц посещали сайты для взрослых, которых сотни.
Причем очевидно, что несовершеннолетние также могут спокойно получить доступ к подобным ресурсам.
Однако, ситуация с запретом пропаганды ЛГБТ может быть несколько иной. Дело в том, что этот вопрос политизирован. Достаточно вспомнить высказывание спикера Госдумы Вячеслава Володина. Политик заявил, что запрет позволит защитить жителей России от тьмы, которая распространяется США и странами Европы.
При этом, конечно же, акцент делается не только на так называемом загнивающем Западе, но и на традиционных ценностях. Куда же без них?
Но не сталкиваемся ли мы в случае с запретом пропаганды ЛГБТ с подменой понятий? На мой взгляд, новый законопроект призван, скорее, показать, насколько обособленной от США и Европы является Россия, а не привести к тому, чтобы, как говорил Володин, защитить общество. Отметим, что определенный эффект уже был достигнут, ведь американские политики негативно отреагировали на принятие подобного законопроекта.
Есть ли смысл в запрете пропаганды ЛГБТ: основа ограничений
Действие новых ограничений, скорее всего, действительно будет ощутимо. Примечательно, что президент РФ Владимир Путин еще не подписал законопроект, но один из крупнейших российских книжных интернет-магазинов «Лабиринт» уже приостановил продажу части книг для того, чтобы поверить, насколько они соответствуют новому закону.
Давайте уберем из продажи некоторые стихи Шарля Бодлера, произведение Умберто Эко «Имя розы», а также знаменитый роман Габриэля Гарсиа Маркеса «Сто лет одиночества». Забудем о существовании отдельных романов из цикла «В поисках утраченного времени» Марселя Пруста и «Дюны» Фрэнка Герберта.
Давно пора запретить часть рассказов Ивана Бунина из цикла «Темные аллеи», а также Владимира Набокова с его «Лолитой». И вообще людям следует читать только «правильные» книжки. На всякий случай оговорюсь, что это ирония.
При этом новый законопроект не будет накладывать запрет на компьютерные игры, в которых будет содержаться демонстрация гомосексуальных отношений. Почему в этом случае ограничения не получат распространения? Наверное, ответ на этот вопрос мы не узнаем.
Как события будут развиваться в дальнейшем — непонятно. Возможно, что действие подобного запрета действительно будет ощутимо. Но, где гарантии, что в итоге оно не сойдет на нет? Ведь основа подобного законопроекта очень шаткая.
Похоже, что цель ограничений заключается не в отстаивании традиционных ценностей, а в попытке показать, что Россия является независимой страной на международной арене. По крайней мере сейчас, когда отношения РФ со странами Запада и США достигли высокой напряженности.
Как вы считаете, ощутят ли россияне действие этого запрета, или в целом эффект не будет наблюдаться?
Автор: Екатерина Стогова, независимый автор медиагруппы Хакнем