У группы The Cure вышел делюкс, посвященный альбому Wish и связанным с ним материалами. Послушать его целиком — довольно интересный опыт, учитывая мое неплохое знакомство с бисайдами группы и бутлегами концертных записей. В двух словах можно сказать, что эта коллекция делает Wish четырехмерным — с дополнительной внутренней историей производства, почти детективом по сути
Текст: @mixedarts
«Я лично бухаю, но могу ускориться», — примерно такая история из песни группы «Ленинград» произошла с группой The Cure и ее материалом, оригиналы которого сильно преобразились к выходу пластинки Wish. Если вы, как и я, многократно просматривали видеофильм о похождениях The Cure 1991 года Play Out, вы наверняка помните замедленные версии Cut и Doing The Unstuck, которые превратились в скоростные номера с фанковым ритмом.
Роберту Смиту явно не хотелось делать сиквел Disintegration, вокруг бегали сухопарые герои гранжа с гитарами, и — в сравнительно молодом возрасте (на момент создания Wish 31-32 года) — как-то не очень хотелось быть нудным, душным, несовременным.
Новая коллекция Wish (30th Anniversary Deluxe Edition) наглядно демонстрирует, как Роберт Смит переизобрел себя и фактически до последнего дыхания загнал свою группу, где люди тоже пили, но при этом были еще и морально задавлены крупной попой британского гения.
В таких обстоятельствах каждая внутренняя революция в штатном расписании — риск получить инсульт, что с группой The Cure в конечном итоге и произошло. Трагически провалившийся эксперимент с альт-попом Wild Mood Swings, возвращение в медленные воды статичного готик-попа на Bloodflowers, новые кошмарные песни прямо сейчас (в продолжающемся туре, видео с которого больно смотреть). Есть над чем поспорить и есть все возможности сказать, что раньше трава была зеленее, алкоголь, видимо, не разбавляли, а мелодии было звонче.
Но дело, конечно, только не в стимуляторах и их воздействии (для рокеров это дело привычное), а в отсутствии горизонта задач, который обычно губит крутых творческих людей.
Делюксовое издание Wish демонстрирует, как скоростные громовые шедевры рождались из второсортных жвачных демо, которые медленнее в два раза и порой совсем не похожи, на то, что получилось в итоге. Роберт Смит, издающий делюкс под собственным творческим контролем, вполне вероятно, желает дать себе внутреннего пинка, чтобы грядущий двойной альбом The Cure не оказался совсем уж лишним на этом празднике жизни. Все-таки у Смита вполне живая и платежеспособная фан-база, которая под Wish активно влюблялась и кручинилась, и которой хотелось бы нырнуть в тот свой готический мирок снова, чтобы ощутить, насколько сильно они поднялись финансово, и насколько разъело их линейку ожиданий от жизни мещанство.
Заметка о концертном альбоме The Cure 1993 года — Show
Но в контексте Смита издание всех этих чудес, которые гипнотизируют даже в самой первобытной форме, — приговор, потому что сейчас и близко нет того сочетания огня и уюта.
Что нам предлагают 30 лет спустя
На делюксе размещен собственно гениальный девятый альбом The Cure Wish, который можно переслушать и где нет ни грамма жира (спасибо за это продюсерам Дэвиду М. Аллену и Роберту Смиту, которые проделали феноменальную работу по очистке от шлака и деформации песен).
Понятно, что никаких Алленов в работе над новым диском The Cure Songs Of A Lost World участия не принимало, и как минимум все, что связано с работой бас-гитариста Саймона Галлапа, с которым всегда так изумительно взаимодействовал Дэвид, будет завалено максимально.
Тем интереснее вернуться в эру Wish и почувствовать, как The Cure мотивированы, как они ускоряются, как идут к самому интересному альбому в карьере и как переваривают альт-рок 90-х — в своем неповторимом мешковатом, но таком привлекательно уютном стиле.
Wild Mood Swings — самый странный альбом в дискографии The Cure
Состав The Cure 1992 года мог в теории исполнять песни Pearl Jam — три гитариста, играющих в разных стилях с низко висящими гитарами, статичный фронтмен, бас-гитарист рядом с ним, выполняющий в группе вторую по важности роль. Чем не вариант гранжевой группы?
При правильном раскладе The Cure могли выдать свой самый успешный альбом в коммерческом отношении — и время было удобное, и звезды сложились нужным образом. Нужно было только все как-то учесть.
Прежде всего, нужно было покончить со стенами синтезаторного звука, которые столь сильно деформировали песни в Disintegration, и делают этот диск тяжеловесным до сих пор. И The Cure в их возрасте очень не хотелось было быть legacy-группой, которая все крутое уже в карьере сделала и которая просто желает необоснованное восхищение за прошлые дела.
В итоге сессии Wish вылились в процесс поиска «того, чего не может быть». То есть конкуретноспособного альтернативного гитарного рока 90-х, да еще и мило-плюшевого при этом. То ли спьяну, то ли в результате удачного стечения обстоятельств что-то похожее удалось изобрести — в духе утяжеленных версий треков типа Just Like Heaven и Lovesong.
Взбалмошный эйфорические синглы High и Friday: I'm In Love (наконец-то появился «стыдный хит», попытки повторить его в The 13th и Mint Car позднее провалились, хотя это тоже был кринж первого сорта) помогли все это продать — Wish был на первом месте в Великобритании и на втором в США в самых престижных альбомных чартах.
Англичане отлично вписались со своей пригородной меланхолией в пост-гранж, их крутили по радио, The Cure напомнили о том, что могут быть скоростными и агрессивными — песни вроде One Hundred Years в туре в поддержку Wish шли просто на ура. С нужным уровнем угрюмости все тоже было отлично — слушатели делюкса наверняка откроют для себя отбракованную песню The Big Hand, которая появилась из тех же сессий, что и Cut, и которая рассказывает, как наркотики постепенно лишают героя всех целей в жизни и приковывают внимание к нарко-процессу.
При помощи Дэвида Аллена, который сам прекрасно играл на басу, The Cure подружились с дисторшеном, сплетение трех гитар звучало гармонично и лучше, как показало время, уже быть не могло. Что-то похожее The Cure попыталось на альбоме 2004 года с Россом Робинсоном, но тогда, линкор немного пошел ко дну. Лучше в тот период было экспериментировать с ретро-роком, у The Cure могло круто получиться — вы только подумайте, как могла бы звучать Love Cats в версии The Strokes. Но для этого пришлось бы возвращать в состав игривых людей, ближе к середине нулевых Смит явно этого не хотел, так что получилось как получилось, а нам остается это лишь анализировать.
Заметка о состоянии группы The Cure на 2004 год
Надеюсь, что нас получилось немного зарядить вас эмоциями насчет прослушивания делюкса Wish. Он действительно того стоит, и можно наглядно проследить за связями The Cure с прошлым, настоящим и будущим своей дискографии.