Пару дней назад на канале ИстПросвет вышла статья о том, как немецкий ас танкового боя Кариус Отто расхваливал германскую тактику использования танков в бою и критиковал советских танкистов за их очевидные с его точки зрения огрехи и слабую радио- и техническую оснащенность наших танков, следствием которой было отсутствие должной координации между наступающими танками и их поражение.
В открытом доступе без особого труда можно найти "Доклад комиссии ГКО от апреля 1944 г." № М-715 о неудовлетворительных боевых действиях Западного фронта за последние полгода под командованием генерала В.Д. Соколовского. В этом Докладе есть дополнительная информация о том, как могли использовать танки в РККА в годы войны, и какова была эффективность этого использования. Давайте, разберемся в этом вопросе более подробно.
Вроде бы выгодное соотношение! Как же так?
За период с 12 октября 1943 года по 1 апреля 1944 года силами Западного фронта было произведено десять полноценных фронтовых наступательных операций, каждая из которых закончилась безрезультатно. Далее по тексту приведена выборка по каждой операции, показывающая соотношение танков с обеих сторон:
Оршанская операция 12-18 октября 1943 г.
Наших танков - 134. Танков у противника - около 30.
Оршанская операция 21-26 октября 1943 г.
Наших танков -172. Танков у противника - до 60.
Оршанская операция 14-19 ноября 1943 г.
Наших танков - 410. Танков у противника - около 70.
Оршанская операция 30 ноября - 2 декабря 1943 г.
Наших танков - 284. Танков у противника - около 200.
Витебская операция 23 декабря 1943 г. - 6 января 1944 г.
Наших танков - 147. Танков у противника - около 60.
Богушевская операция 8-24 января 1944 г.
Наших танков - 295. Танков у противника - ?
Витебская операция 3-16 февраля 1944 г.
Наших танков - 129. Танков у противника - около 140.
Витебская операция 29 февраля - 5 марта 1944 г.
Наших танков - 87. Танков у противника - около 90.
Оршанская операция 5-9 марта 1944 г.
Наших танков - 80. Танков у противника - около 35.
Богушевская операция 21-29 марта 1944 г.
Наших танков - 73. Танков у противника - около 40.
Как видим, в 8 из 9 случаев преимущество по танкам было на нашей стороне. Как же так? Почему это преимущество не привело к прорыву обороны противника, тем более, что кроме танков по максимуму использовалась артиллерия и пехота? Люди, разбирающиеся военном деле, скажут, что для наступления необходимо хотя бы трехкратное превосходство в технике и живой силе. И это верно. Но вот как объясняют неудачи Западного фронта составители Доклада.
Что показывает опыт, и что делает генерал Соколовский
"Как известно, - пишут авторы Доклада, - опыт войны показал, что крупные танковые соединения должны использоваться для развития успеха после прорыва основной оборонительной полосы противника". Однако в ставке генерала Соколовского принимались иные решения.
Вопреки накопленному военному опыту и прямым указаниям Ставки, командование Западного фронта бросало имеющийся у него 2-й гвардейский Тацинский танковый корпус "на нерасстроенную оборону противника, вследствие чего танковый корпус не мог продвинуться вперед и нес большие потери". 14-19 ноября при наступлении на Оршу танковый корпус был введен в бой, хотя пехота "на фронте 3 км едва вклинился в оборону противника на глубину 2-3 км."
Неоправданная потеря 87 танков
23 декабря 1943 года 33-я армия проводила операцию на витебском направлении. После овладения пехотой р. Лучеса (18 км в глубине обороны) был запланирован ввод в бой танкового корпуса. По этой причине в первые три дня работы пехотинцев танковый корпус в бой не вводился.
Однако когда пехота была "остановлена организованным огнем противника с заранее подготовленных рубежей", танковый корпус вопреки всем планам был брошен в бой. Эта авантюра закончилась потерей 60 танков, после чего, не добившись успеха, оставшиеся 87 из 147 танков были отведены за боевые порядки пехоты.
Богушевская операция и 70% потерь
8 января 1944 года в ходе операции на богушевском направлении "танковый корпус был введен в бой, когда по существу никакого успеха пехота не имела". Понеся около 70% потерь боевых машин, танковый корпус вместе с пехотой продвинулся всего на 2-4 км и был выведен из боя.
Выводы комиссии ГКО
Как пишут авторы Доклада, "...постоянное стремление командования фронта добиться прорыва обороны посредством преждевременного ввода в бой танкового корпуса не дало результатов и привело к тому, что в танковом корпусе в настоящее время осталось два танка".
В танковых бригадах, воюющих вместе с пехотой, в каждом бою отмечены "исключительно большие потери".
"Основная причина этих потерь заключается в том, что противотанковые средства противника не подавляются нашим артиллерийским огнем и отсутствует взаимодействие между танками, поддерживающей артиллерией и пехотой".
P.S.
Понятное дело, что пример неудачных действий Западного фронта нельзя распространять на всю Красную армию и все танковые войска. Но все же замечание об отсутствии взаимодействия при наступлении между танковыми экипажами и между родами войск кажется принципиально важным. Красной армии не хватало высоких технологий, но танков и танкистов было, видимо, в избытке, раз некоторые командиры так бездумно бросали их на смерть.
Обязательно напишите комментарий к этой статье, если вы думаете по-другому
О неточностях и опечатках сообщайте автору