В эпоху романтизма на первое место выходит духовный, внутренний мир личности. В основе романтического мироощущении лежало глубокое разочарование в той реальности, которая сложилась послереволюционной Европе. Долгожданное царство разума не наступило, идеи свободы, равенства и братства потерпели крах. Общество, возникшее на обломках прошлого, было трезвое, практичное, меркантильное, буржуазное, в котором обнажались материальные и эгоистичные интересы и расчеты. В романтизме формируется новая система ценностей, в которой над разумом преобладают эмоции и фантазии. Происходит противоречие между внутренним и внешним; безграничным бездонным миром и социумом; свободной, вечно меняющейся природой и рационалистической застывшей культурой. Главным в искусстве становится свобода самовыражения, внимание к отдельной личности и ее внутреннему миру, возрастает роль воображения и фантазии, с помощью которых изображали скрытые от глаз проявления жизни. Романтики стремились выразить свое мнение на обнаруженные ими истины. Они отвергали сдержанность и смирение, используя сильные эмоции, доходившие до крайностей. Некоторые из них обращались к таинственному, загадочному и ужасному.
Например, картины Генриха Фюссли «Ночной кошмар», «Сон пастуха», «Тишина» изображают бессознательное, выскользнувшее наружу во время сна, демонстрирующее духовную, внутреннюю жизнь человека, противоположенную телесной, внешней. Так материализованные образы снов «Ночного кошмара» оживают, когда человек безжизненно соскальзывает на пол. Такое соединение иррационального и реального, и внимание к подсознательному человеку, позже способствовали возникновению сюрреализма в ХХ в.
На основе романтизма иррациональные, сверхъестественные образы стали развиваться в литературе. Романтизм, интересовавшийся всем фантастическим и иррациональным, фольклором и легендами, выступал против века Просвещения с его материализмом и рационализмом. Разочаровавшись в реальности, романтики стали обращаться к прошлому, особенно к всему «народному»: национальной истории, традициям, песням и сказкам. Сказка привлекла романтиков своим волшебным, неповторимым, удивительным миром, где звери разговаривают, а люди их понимают, герои отправляются в опасные, но интересные путешествия, в которых их ждут много испытаний – сложные загадки, бои с чудовищами, злыми духами, спасение принцесс и многое другое. Для романтизма она стала выражением философии, мечты о будущем и вера в добро. Он пытался таким образом увидеть душу народа. Кроме того, многих привлек выразительный, живой, богатый и насыщенный язык сказки. Так, братья Гримм собирают немецкие сказки, обрабатывают их и издают сборник «Детские и семейные сказки». Они сохранили неприкосновенность языка: структуру и дух сказки, при этом творчески перерабатывали ее. Гриммы нашли собственную манеру написания - живую, простодушную, временами озорную. Они увидели в фольклоре эстетические идеалы, истоки современной и будущей литературы, и возможно, поэтому в их сказках сочетается фантастическое, призрачное, мистическое и современность. («Гном – Тихогром» («Румпельштильцхен»), «Белоснежка», «Гензель и Гретель», «Храбрый портняжка», «Сказка о том, кто ходил страху учиться» и др.)
Датский сказочник Ханс Кристиан Андерсен на основе фольклора создает сочетающие в себе гуманизм, лиризм, фантазию, юмор и философский смысл, сказки, принесшие ему мировое признание. В его произведениях можно встретить русалок («Русалочка»), гномов и троллей («Стойкий оловянный солдатик», «Оле-Лукойе»), эльфов («Дюймовочка», «Эльф розового куста»), заколдованных людей или говорящих животных и растений («Дикие лебеди», «Цветы маленькой Иды», «Снежная королева») и т.д.
Образ вампира, в свою очередь, в эпоху романтизма получает развитие и приобретает особую специфику. Из преданий народа вампир попадает в «крупную литературу» конца XVIII в. – начала XIX в. Его появление в прозе и поэзии было неслучайным.
Во-первых, в эпоху романтизма наблюдается большой интерес к национальной истории и народной культуре. Писатели целенаправленно изучают все «народное»: национальную историю, народные обычаи, обряды, песни, сказки. Так они знакомятся с упырями.
Во-вторых, литература окончательно освобождается из – под церковного влияния.
В-третьих, в литературе романтизма распространяется новый тип героя. Это трагическая, свободная от всяких ограничений, непонятая и не принятая обществом личность.
Другой важной составляющей в формировании образа вампира в 19 веке можно рассматривать распространение символизма. Во второй половине XIX в. появляется новое литературно-художественное направление, в котором основными темами были сверхчувственный иррациональный мир, трансцендентная действительность, которую можно познать только посредством символа. Символизм был попыткой человека ограниченными возможностями разума передать непередаваемое, трансцендентное, при помощи интуиции найти то, что лежит за границами видимого мира. Он ориентировался на изображение потусторонних миров, мистического, скрытого смысла явлений. Художники были посредниками между реальностью и иррациональным миром, предсказывающие будущие по явлениям настоящего и прошлого.
Одним из основателей был Одилон Редон, творчество которого многие исследователи относят к началу сюрреализма, интересовался творчеством Ф. Гойи и Эдгара По. Его же творчество имело фантастическое начало, и многие предполагали, что Редон мучаясь психическими заболеваниями, воплотил эти кошмары в произведениях («Воздушный шар с глазом», «Улыбающийся Циклоп», «Плачущий паук», «Улыбающийся паук» и др.). Редон полагал, что искусство не должно ничего определять, оно должно переносить в «зыбкий мир неопределенного». Он говорил, что дав жизнь своим придуманным созданиям, он заставляет их жить по «законам правдоподобия». Эта связь реального с нереальным и ориентир на бессознательное позволяет считать Редона преддверием сюрреализма. [1]
Символическое творчество Редона вдохновляло Альфреда Кубина, графика, писателя и иллюстратора, на написание работ с фантастическими сновидениями, выполненные с нервным ведение штриха («Путь в ад», цикл работ «Демоны и ночные образы» и др.).
Таким образом, мы полагаем, что концепции романтизма и символизма оказывают влияние на формирование художественного образа вампира в 19 веке.
Первые художественные произведения о вампирах берут свое начало в так называемом «вампирском безумии» 1720–1730-х гг., достигшем своего апогея во время странного официального исследования эксгумированных подозреваемых в вампиризме Петара Благоевича и Арнольда Паоле в Сербии при монархии Габсбургов. Первые художественные произведения о вампирах написаны в Германии. Одним из ранних художественных произведений было короткое стихотворение немецкого поэта Генриха Августа Оссенфалбдера «Вампир» (1748), обладавшее четким контекстом. Речь шла о благочестивой и уважаемой девушке, отвергшей любовь мужчины, пригрозившего ей за это навестить ночью и выпить кровь, подарив поцелуй вампира. Так злодей пытался доказать, что его уроки лучше, чем христианство матери бедной девушки. Кроме этого стихотворения, имели место несколько рассказов о мертвеце, возвратившимся из могилы, для того чтобы навещать возлюбленную (возлюбленного), либо супругу (супруга) и в конце концов принести ей (ему) смерть.
Наиболее знаменитый пример вампирской темы XVIII в. – это баллада «Ленор» (1773) Готфрида Августа Бюргера, с поднявшимся из могилы женихом, который возвращается к своей невесте и увозит ее на кладбище.
Лорд Байрон в своей эпической поэме «Гяур» (1813) описывает вампиризм как проклятие. Он обращается к традиционному фольклорному представлению вампира, как существа, обречённого сосать кровь и лишать жизни своих ближайших родственников.
В первые же годы XIX в. в литературе образ вампира начинает трансформироваться из жуткого, внушающего страх монстра из европейских легенд в опасного, но неуловимо привлекательного злодея. И начало этому положил вампирский сюжет придумал Джон Полидори. В его небольшой истории «Вампира» мы обнаруживаем пример того образа, который сейчас распространен в кино и литературе. Полидори был личным доктором Лорда Байрона и вампир из рассказа (Лорд Ратвен) был главным образом списан с поэта: великолепный, очаровательный, циничный аристократ, возвратившийся из мира теней, развлекается тем, что губит невинных душой и телом. Полидори удалось соединить образ упыря, поднимающегося из могилы, и образ демонического соблазнителя, продлевающего красоту и жизнь за счет своих жертв. Рутвен, олицетворяя скрытые сексуальные комплексы и желание бессмертия, вечной молодости и красоты, стал прообразом всех последующих поколений сексуально притягательных, неотразимо-утончённых вампиров. [2] С этого момента образ вампира – как нежити, обладающей развитым интеллектом, сверхъестественным очарованием, и вместе с тем внешней привлекательностью – утверждается в романтической литературе и оказывает влияние на его дальнейшую образую судьбу вплоть до настоящего времени.
Еще одним немаловажным примером вампирского произведения XIX в. можно рассматривать историю «Вампир Варни» (1847), изображающую Сэра Фрэнсиса Варни в облике вампира. Здесь мы обнаруживаем первый пример стандартного сюжета, когда вампир залезает в окно к спящей девушке.
В 1897 г. Брэм Стокер создал роман «Дракула», давший наиболее исчерпывающую характеристику вампиру в популярной художественной литературе до XX в. Граф Дракула был высоким стариком с чисто выбритым подбородком и длинными седыми усами; одет он был с головы до ног во все черное.[3] У него «грациозные жесты», «тяжелая рука», «остры волчьи зубы», «демоническая улыбка», «изысканный поклон», «он совершенно необыкновенный человек», ведущий себя «с величавым достоинством».[4] Стокер увековечил образ вампира. Он приобрел ряд сверхспособностей: управлять мертвецами и ночными животными (волками, летучими мышами), вызывать туман и грозу, обращаться в животных и туман. Однако у него есть свои слабости, в частности, вампир не может войти без приглашения, он боится чеснока и текущей воды, не может жить без своей земли, не отражается в зеркале. Правда, пока Дракула еще не боится света – солнечные лучи не убивают его, он только теряет свои сверхспособности и его можно убить.
Брэм Стокер завершил эволюцию вампира XIX века. Вампир, в лице Дракулы, воплотил в себе человеческие страхи и желания, такие как: страх перед болезнями, другими, буржуазией, которая словно вампир сосет кровь из рабочих, поглощает душу, время и труд трудящихся, скрытые сексуальные комплексы, стремление к бессмертию и превосходству над остальными.
Так, Стокер создал образ вампира, который часто используют в кинематографе. Можно выделить основные характеристики данного образа:
· обладает сверхъестественными способностями (управление мертвыми, вызывание тумана и грозы, превращение в животных, просачивание и превращение в туман);
· имеет свои слабости (запрет на вход без разрешения; страх перед текущей водой и боязнь чеснока; не отражается в зеркале; не терпит распятия или причастия; не любит солнце, но оно не убивает его, вампир не отличается от человека и его можно убить);
· питается кровью человека и животных;
· предпочитает темное время суток;
· обладает бессмертием, хоть и не вечное (не стареет, не более, убить его трудно, но можно);
· вампир стал жителем Большого Города.
Итак, в эпоху романтизма происходит становление нового образа вампира, который впоследствии повлиял на дальнейшее его развитие. Теперь им мог стать не только крестьянин, но и аристократ. Впервые образ вампира был соотнесен с темой сексуальной страсти, обозначенной двойственностью страха и влечения. Кроме того, он уже мог внушать страх перед правящим классом, которая пьют кровь у простых рабочих и желание быть экономически независимым и вести свободный образ жизни. В итоге данный образ, приобретает следующие новые черты:
· Аристократизм (вампир являлся джентльменом);
· Красота и изысканность;
· Развитый интеллект.
Символизм, в свою очередь придает этому образу такие черты, как:
· Символическое отражение проблем общества;
· Соединение мистического и реального;
· Многоплановость содержания и метафоричность образа.
Источники
[1] Кушнарева А. Фантастика и вероломство образов. // CABLOOK.com: интернет журн. 11.11.15. URL.:http://www.cablook.com/inspiration/fantastika-i-verolomstvo-obrazov/ (дата обращения 16.02.16)
[2]Невский Б. «Лавбургер с кровью. Страсти по вампирам». // «Мир фантастики». 2009 г. № 11. С. 44.
[3] Стокер Б. Дракула. М.: Энигма, 2007. С. 90.
[4]Шарый А. С. Знак Д: Дракула в книгах и на экране / А. С. Шарый, В. Ф. Ведрашко. - Новое литературное обозрение, 2009. - 256 с., ил. С.63