Эта статья родилась в качестве ответа на вопрос: «У меня возник вопрос по поводу мотиваций. Вы говорите, что практически не используете пищевое подкрепление, но в то же время предлагаете собаку "усадить", "идти рядом". Но ведь этому вначале надо как минимум научить, а учится это через кусок. Нет, конечно можно и на механике)... Каким образом тогда у вас происходит научение собаки нужным командам?».
Если мы говорим о трюках – кусок необходим. Теперь поясню, что я называю трюками. Когда от собаки требуется конкретная форма поведения. Например, чтобы собака села ровно. Или чтобы села фронтально напротив человека и плотно к нему. Или чтобы легла красиво. Или чтобы рядом шла чётко у ноги и т.д.
Но как только начинается реальная жизнь, поведение становится разнообразным. В норме оно должно быть именно таким. Собака идёт не так ровно, как её научили. Она смотрит по сторонам, иногда может чуть отстать, иногда идёт чуть в стороне и т.д. Сидеть может вразвалочку, может выполнить команду не с первого раза, может вообще лечь и начать вылизываться, и для жизни это тоже вполне допустимый вариант поведения.
Но как собака поймёт, чего мы от неё хотим, если мы чётко не объясним ей правило? Да, если правила никакого не будет – собака нас не поймёт. Вот только варианты этих самых правил разнообразные и гибкие, причём именно в мелочах, и диктует их тоже сама жизнь.
Например, что актуально лично для меня. Большая собака в узких коридорах квартиры. Фирин очень любит лежать в узких проходах, мешая мне ходить. Можно продумать несколько вариантов возможных действий и каждый раз угадывать, какой из них выбрать именно сейчас. Собака может отойти к стене, или чуть пройти вперёд и т.д.
А если я пойду не по своему обычному маршруту? В этом случае перебор вариантов не сработает, и мы врежемся друг в друга, что иногда у нас и происходит. Значит, Фирину нужно научиться внимательно наблюдать, что я делаю, и принимать решение по ситуации. И чем наблюдательнее он будет, тем быстрее научится ориентироваться по моим мелким движениям, куда я собираюсь пойти, и где ему лучше в этот момент оказаться. Для собак это совершенно естественно, потому что на этом принципе строятся их коллективные стратегии. Стоит добавить, что собака в этом случае развивает гибкость поведения, а значит и легче приспосабливается к изменениям в жизни.
Тот же самый принцип работает в любых жизненных ситуациях. С какой стороны обойти прохожего? А если собака без поводка? А если прохожий из самых лучших побуждений решил отойти именно в ту сторону, с которой его намеревалась обойти собака? И т.д. придумывать варианты развития событий можно до бесконечности.
Разве такая мелочь, как обход прохожего, кого-то волнует? Ещё как. Одна французская бульдожка именно в этих ситуациях устраивала истерики, стоило событиям пойти не по привычному плану. Французские бульдоги до ужаса стереотипны и прямолинейны. Им как раз необходимо развивать гибкость поведения, иначе им самим трудно приходится в жизни.
Как это всё применить к командам? Очень просто. Задайте максимально простой и чёткий критерий выполнения вашей команды. Пусть он сначала будет один, чтобы собаке и вам было легче за ним уследить и его осмыслить. Например, как только поводок чуть расслабился, мы идём, как только снова натянут – мы замедляемся или останавливаемся.
Я сейчас намеренно не касаюсь того, что начинать учить собаку нужно в самых спокойных для неё обстоятельствах и внимательно следить за тем, как усваивается информация – т.е. какие выводы делает собака. Эта статья о том, как вообще без вкусняшек или наказаний добиться от собаки нужных вам действий.
Важна максимальная простота требований и этапность усложнения этих требований. Т.е. сначала мы добиваемся, чтобы собака научилась чувствовать натяжение поводка, а уже потом требуем, чтобы она при этом ещё и шла рядом. Постепенно расслабляем поводок всё больше, и так приходим к тому, что можно двигаться вместе без поводка. В жизни нам не нужно, чтобы собака шла рядом технично, как на соревнованиях. Нам нужно, чтобы собака просто шла вместе с нами, поворачивая и маневрируя с нашим темпом. Чтобы мы с ней не мешали друг другу идти. Если эти требования выполнены – цель достигнута. Мы учим собак двигаться справа и слева от хозяина, поскольку это в жизни очень удобно.
Команда «рядом» – самая сложная, и как ни странно команда «ко мне» основывается именно на команде «рядом». Т.е. на умении и желании собаки идти рядом с человеком. В дрессировке есть термин «поведенческая цепочка». Суть в том, что если мы уже выработали последнее действие в этой цепочке, остаётся только присоединить к нему предыдущий шаг, и сложная команда готова. Если собака умеет ходить рядом с человеком – нам остаётся добиться, чтобы она подходила к человеку с некоторого расстояния. Сначала на поводке, потом по мере освоения приёма – без поводка. При правильных отношениях, и если хозяин не делает ошибок – это получается очень легко. И опять нам от собаки не нужна скорость подхода на подзыв, не нужна усадка рядом с хозяином. Нам нужно, чтобы собака просто подошла к человеку и дала возможность прицепить себя на поводок, т.е. оказалась рядом с человеком.
По мере необходимости мы постепенно можем усложнять требования, но не к качеству выполнения, а к тому кругу ситуаций, когда нам необходимо, чтобы собака послушалась. Напомню, что выработка навыков – не главная наша цель. Мы добиваемся самостоятельного адекватного поведения от животного, для этого подталкивая его к принятию самостоятельных решений в нашу пользу.