Сегодня, в Международный день сапожника, самое время поговорить о представителях этой профессии. Но мой рассказ будет не совсем обычным. Потому что хочу показать картину, на которой изображены очень уж странные сапожники.
Но прежде чем начнем рассматривать картину, надо отметить, что изображение обезьян, имитирующих человеческую деятельность, было довольно-таки популярным в 16 — 17 веках.
У такого направления живописи даже имеется собственное название — сенжери. Название происходит от французского слова «singerie», что означает обезьяньи выходки, шалости, проделки.
Как не странно, но в те времена картины в жанре сенжери были весьма популярны. Живописцы, изображающие «очеловеченных» обезьян, были весьма востребованы.
Вот и фламандский художник эпохи барокко Фердинанд ван Кессель (кстати, правнук знаменитого Яна Брейгеля Старшего) часто писал картины с обезьянами в главной роли.
Одна из них «Обезьяны в сапожной мастерской», которую и предлагаю внимательно рассмотреть.
То, что на картине изображены обезьяны-сапожники, сообщает само название картины. Но не только оно. Многие детали точно сообщают, где находятся персонажи картины. В сапожной мастерской.
На полке на стене расставлена уже готовая обувь, под ней висят колодки.
В мастерскую пришел заказчик.
Судя по его одежде, красному плащу и шляпе с пером, богатый.
Перед ним на корточках стоит хозяин мастерской. С помощью специальной линейки он снимает мерки с ног заказчика. Что он хозяин говорит добротная одежда, опять же шляпа с пером, а главное, привязанный к поясу кошелек с деньгами. Кому как не хозяину складывать в него деньги?
В центре картины за столом сидят три сапожника. Они шьют обувь.
В руках у них можно рассмотреть нити.
Но чтобы сшить качественную обувь, прежде необходимо её раскроить. Чем и занимается один из работников мастерской. Наверное, самый опытный и знающий.
Рядом с ним, за тем же столом, сидит счетовод, изучающий доходную книгу.
В любом деле важно вести точный учет.
На полу возле стола инструменты и приспособления, необходимые в работе сапожников: куски кожи, молоток, колодка с натянутым сапогом, таз с водой.
Если заменить обезьян на картине людьми, то получится стандартная обувная мастерская 17 века. Но, согласитесь, с обезьянами-то веселее. И можно понять, почему некоторые покупатели живописи предпочитали картины в жанре сенжери.