Владимир Путин встретился в Ново-Огарево с матерями военнослужащих, участвующих в начатой им в феврале операции. Встретился, чтобы поговорить с ними.
В Кирове представители казачьего общества ВятОКО поучили детей и жен участников этой же операции махать шашкой.
Что в своей душе вынесли матери из встречи с лидером государства, знают только они да их родные, с которыми они могут поделиться сокровенным.
А вот о реакции вятских ребят известно. Многие из них от происходящего на занятии пришли в полный восторг. Я их понимаю. Оружие и военное действо маленького ребенка неизменно притягивает. В своем детстве мы больше всего играли именно в войну. К тому моменту с окончания Отечественной прошло совсем немного времени, и дворовые сражения «русских» с «немцами» добавляли нашей жизни кусочек того героического, которым было овеяно в наших глазах пребывание отцов на войне.
Шашки в наших играх тоже присутствовали, но они были деревянными, самодельными. Никто из нас и представить бы себе не смог, что кто-то вложит ему в руку настоящую. При этом надо отметить, что игры наши были стихийными, так сказать, самодеятельными. Это потом детский интерес к героическому, военному умные дяди наверху начали использовать для так называемого патриотического воспитания. А если говорить прямо – для военного или, что то же самое, но с использованием латинского корня, для милитаристского. Однако все эти «Зарницы» организовывались уже для поколения наших детей.
Дальше в сообщении о кировском мероприятии читающий наталкивается на невероятный пассаж. «Позже ЗАМЕСТИТЕЛЬ АТАМАНА ЕЛЕНА ПАВЛОВА (выделено мной. – Старпер) пояснила, что участниками мастер-класса стало около 50 человек. По ее словам, целью мероприятия было объединить родных мобилизованных, добровольцев и контрактников, находящихся на Украине».
Постойте. Это когда? Это с каких пор такое? Ну ладно, лично я привык смотреть на попадающихся порой на глаза граждан в казацком одеянии как на ряженых, нелепо воспроизводящих в нашей действительности часть национального фольклора. Честно скажу, серьезно относиться к ним я не способен. При этом понимаю, что немалое число этих странно униформированных людей к делу подходят абсолютно трезво. Они понимают, какую пользу лично для них может принести не так давно открывшаяся общественная ниша (ох, сколько в нашей сегодняшней жизни всяких таких ниш!).
Так ладно, так и пусть с ними. Но представить, чтобы у настоящих казаков в их настоящей жизни происходило то, что придумали в своей жизни-игре нынешние ряженые?!
Казацкое общество всегда опиралось на домострой. На сайте «Отечество и вера», зорко стоящем на страже аутентичных нравов славного прошлого, жизнь казачки описывается так: «Жена-казачка не вмешивалась в дела мужа, в то же время казак не интересовался женскими делами. Слово мужа-казака или отца было для нее непререкаемо. Женщина-казачка не должна была находиться с непокрытой головой на людях, это считалось грехом и позором. К такому относилось и ношение мужской одежды, и стрижка волос. В наше время часто можно увидеть, как девушки и женщины носят одежду мужского типа, и не только мирскую, но и казачьей справы. За такое поведение в прошлые времена казаки строго наказали бы женщину или девушку».
Надо признать, что женщине в замкнутом казацком обществе принадлежала важная роль. Она обеспечивала быт мужа, когда он отдыхал дома от своих войн, она растила его детей. Женщина, живя внутри особого казацкого мира, умела управляться и с лошадью, и с оружием. Однако она не имела права даже ступить в казацкий сход или, как его также называли, казацкий круг. При появлении необходимости обратиться к нему с каким-либо прошением она могла это сделать только через какого-то своего родственника-мужчину.
Вот вы можете представить Аксинью Астахову членом какого-нибудь казацкого женсовета? Или, уж тем более, заместителем атамана – да даже заместителем одного какого-нибудь казака Григория Мелихова?
Вы как хотите, но череда сменяющих друг друга совершенно несочетаемых формаций привела в нашей стране к возникновению фантастичных по своей эклектичности монструозных явлений.
Вот взять то же казачество. Долгое время советские власти занимались тем, что они сами называли «расказачиванием», т.е. переводом казаков в крестьяне, а многих - и в обитателей лучшего из миров. Прошло время, пришли изменения. В какой-то момент тема казачества стала супермодной. Сколько было сочинено песен – хороших и разных! Я ничего плохого не имею против евреев, мне нравится творчество Александра Розенбаума, но когда он поет свои действительно хорошие песни о казаках, я нет-нет да вспомню фольклорное: «Еврейское казачество восстало и крикнуло: «За родину, вперед». Если вспомнить отношения между теми и другими, от иронии не уйти.
Увы, во мне живы пусть и не антисемитские, но проказацкие предрассудки. Думаю, это касается не только меня.
Возможно, именно подобный пережиток мешает мне нормально воспринимать факт активного функционирования (например, кировской) женщины в современном казацком мире. Пусть так. Как бы то ни было, все вот это казацкое активно поощряется властями. Теми властями, которые тщатся многое из устаревшего, посконного и кирзового в нашей истории выдавать за скрепы нации. При этом смело данные скрепы трансформируют - но в такую сторону, которая выгодна им, властям.
Подобное ощущение внутреннего диссонанса я испытывал, работая в советское время с офицерами и генералами. Практически все они были убеждены в том, что существующие внутри нынешнего офицерского корпуса традиции выросли из давних, присущих славному офицерству старой российской армии. Мне всегда хотелось сказать: «Полноте, ребята, вы этих офицеров разбили в Гражданскую. Живите своей собственной историей. Их понятия о благородстве и верности долгу оказались слабее вашего «грабь награбленное». Да и сейчас, уйдя от внешних форм социализма, вы не приблизились к докоммунистическому прошлому русской армии. Вы даже в своем обиходе оставили коммунистическое обращение «товарищ офицер». Впрочем, и старое офицерство в той «единственной, Гражданской» вело себя не менее озверело, ничуть не лучше красных – какое там благородство! Ну, частично это из-за того, что процент дворянского, потомственно служилого, постепенно оказался размытым. Однако и дворяне в ту войну…».
Вернемся к нашей руководящей кировской казачке. По-человечески она симпатична. «Надо было вывести их из состояния ступора, злости и агрессии» - говорит она. <...> Я потом с девчонками разговаривала, кто-то говорит: "Вот прямо накопилось, я все это перенесла в шашку, когда рубила бутылку"», — отметила Павлова. Действительно, общеизвестно, что от отрицательных эмоций следует избавляться через активное физическое действие. И заматамана сделала для людей полезное.
Но все же, почему это полезное надо было делать шашкой?
А потому, что это полезное делала женщина-казак. Была бы она лесорубом, дала бы им в руки топор. А если бы штамповщицей - штамповочный станок.
ДО НАСТУПЛЕНИЯ 2030 ГОДА ОСТАЕТСЯ 2597 ДНЕЙ (ПОЧЕМУ Я ВЕДУ ЭТОТ ОТСЧЕТ, СМ. В "ЧЕГО НАМ НЕ ХВАТАЛО ДЛЯ РЫВКА")