Сегодня общество считает богатого человека счастливым человеком. Тем не менее, многие миллионеры признаются: они глубоко несчастны. Так, может, дело не в деньгах?
Я могу позволить себе многое. Взять путевку на всю семью на дорогой курорт? Запросто! Одеться «от кутюр»? Тоже возможно. А уж о качественной косметике, вкусной еде и развлечениях и вовсе молчу. Но так было не всегда.
Помню, когда мне исполнилось пять, мама подарила мне большую шоколадку. Обертка была потрепанной: очевидно, лакомство было не куплено, а кем-от отдано. Но я обрадовалась ей так, словно это была новая кукла или красивое платьице. Это была моя норма жизни. Оглядываясь назад, могу сказать, что мы существовали за чертой бедности.
Детей в семье было трое - я и еще двое старших братьев. Мать тащила нас на себе одна. Отец умер, когда я была маленькой. А пришедший ему на смену отчим оказался подлецом. Забрав у матери последние накопления, он исчез в неизвестном направлении.
Постоянной работы у мамы не было. Так как мы, дети, часто болели, а оставить нас было не с кем, она вечно брала больничные и отгулы. Начальникам это не нравилось - ее раз за разом увольняли.
Мы перебивались на пособия от государства, но получалось плохо. Родственников, которые могли бы нам помочь, не было, а обращаться за помощью к чужим людям мать не могла - гордость не позволяла.
Мне, девчонке, приходилось донашивать вещи за братьями. В гардеробе - всего одно платье, отданное кем-то из маминых коллег. Зимой ходила в осенней курточке, а чтобы не мерзла, мама укутывала меня сверху платком. Нормальной зимней куртки было не купить. Питались мы тоже скромно. Как только мама получала деньги, она тут же распределяла их на ближайшее время. Лишних никогда не оставалось.
Но что самое удивительное, в моих воспоминаниях нет грусти, боли и тем более отчаяния. Нехватка средств компенсировалась той любовью, которую мы дарили друг другу. Помню, как делились последним куском, ежились под одним одеялом. Зато книжек было много - мама подрабатывала уборщицей в библиотеке, часто приносила новые книги.
С теплотой вспоминаю наши вечера. Мама, несмотря на все жизненные тяготы, никогда не жаловалась. Приходила вечером с бесконечных подработок и... улыбалась. Обнимала, гладила, выслушивала каждого. «Как прошел твой день?» - мягко спрашивала она нас поочередно.
Мы снимали небольшую комнату, а за стенкой у нас была квартира, где жили довольно обеспеченные соседи. Ни дня не проходило, чтобы они не ругались! Нина Петровна, тучная женщина лет пятидесяти, кроме как «болваном» своего мужа никогда не называла. Хотя он был каким-то видным профессором, как сейчас помню. Дети у нее были «выродками», кошка - «бесполезной тварью», а мы, соседи, - «подвальными крысами».
Я не раз спрашивала у мамы, чем недовольна тетя Нина, ведь у нее есть все! Я не казалось странным - жить в такой красивой большой квартире, с такой прекрасной семьей, есть все, что захочется, и отдыхать ежегодно в Крыму — и все же быть такой несчастной... «Дело не в деньгах...» - обычно отвечала мне мама.
С тех пор прошло без малого тридцать лет. Мама уже умерла, братья разъехались по разным городам. Мне удалось удачно построить карьеру: сегодня я заместитель директора в строительной компании. Получаю приличную зарплату и есть возможность ни в чем себе не отказывать. Могла ли я в свое время мечтать о таком?
Я часто вспоминаю свое детство. Причем мои воспоминания теплые. Мне кажется, отсутствие больших денег позволило нам с братьями вырасти человечными, добрыми и небезразличными людьми. Когда у меня самой появились дети, я поставила перед собой цепы несмотря на то что наша семья была обеспеченной, хотелось, чтобы воспитание ничем не отличалось от того, которое когда-то дала мне мама.
Мои дети не знают, что такое роскошь. Несмотря на то что они бывают за границей, до сих пор с радостью едут к бабушке, матери мужа, в Краснодарский край. Там тепло, бабушка вкусно готовит, с радостью ждет внуков. А главное - там очень душевно. Мы с супругом не балуем их игрушками, не покупаем тонны брендовой одежды - стараемся сделать все, чтобы дети знали ценность деньгам. Они в курсе, что маме с папой приходится много работать, чтобы обеспечить их всем необходимым.
И я, наблюдая за сверстниками сына и дочери, понимаю, что мы все делаем правильно. Увы, вокруг я вижу слишком много избалованных и капризных детей. За примером далеко ходить не надо: одноклассница сына, дочь обеспеченных родителей, везде ходит с телефоном последней модели. А тех, кто купить его себе не может, называет «нищебродами». И это ребенок одиннадцати лет!
Мое материнское сердце спокойно. Телефоны у наших детей есть, но довольно простые. Веяние времени - нужно все время быть на связи, иметь доступ в Интернет - все это им предоставлено. А за ужином у нас правило: никаких гаджетов, книг и прочих вещей, которые могут отвлекать. Собираясь вместе за столом, мы общаемся друг с другом. И в такие минуты я вновь вспоминаю свое детство. Ничего не изменилось. Только тогда на столе у нас был пустой бульон, а теперь первое, второе и компот.