Найти тему
Культурология для всех

Почему Иосифу Аримафейскому разрешено забрать тело Христа?

Добрый день! Эта публикация продолжает историю о культуре средневековой Европы, о христианстве, и, в частности, о Священном Писании - Библии. В прошлой публикации мы добрались до 23-ой главы Евангелия от Луки, до эпизода в котором сначала Пилат отсылает Христа Ироду. а потом тот возвращает его обратно.

Иисуса повели на казнь, а крест его снова заставили нести Симона Киринеянина, про которого мы узнаем еще одну маленькую деталь: он шел с поля.

По дороге Христос обращается с речью к оплакивающим его, чего не описано у двух предыдущих евангелистов:

“Иисус же, обратившись к ним, сказал: дщери Иерусалимские! не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших, ибо приходят дни, в которые скажут: «блаженны неплодные, и утробы неродившие, и сосцы непитавшие!» тогда начнут говорить горам: «падите на нас!», и холмам: «покройте нас!» Ибо если с зеленеющим деревом это делают, то с сухим что будет?” [Лука 23:28-31].

Прочитав этот текст, я вспомнила людей, которые называются “чайлдфри”, т.е. те кто не хочет заводить детей. Их, в традиционной культуре, обычно, очень порицают. Но, возможно, они готовятся вот к тем самым дням, о которых говорит Спаситель?

Иисуса распяли вместе с двумя другими осужденными. Он обратился к Богу с просьбой:

“Отче! прости им, ибо не знают, что делают” [Лука 23:34].

Этих слов не приводят ни Матфей, ни Марк. Все вокруг насмехались над Христом, в том числе и один из распятых с ним. Другой же заступался за него:

“Другой же, напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осуждён на то же? и мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал” [Лука 23:40-41].

Разбойник просил Спасителя:

“помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твоё!” [Лука 23:42].

А тот ответил:

“истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю” [Лука 23:43].

И снова текст Луки отличается от рассказов Матфея и Марка, где никто не защищал Иисуса, все только поносили.

С 6 до 9 часов сделалась тьма, как и в двух предыдущих Евангелиях, но из знамений, Лука говорит лишь о разорванной завесе храма, как у Марка, но не об остальных страшных бедствиях, описанных Матфеем.

-2

Христос закричал:

“Отче! в руки Твои предаю дух Мой” [Лука 23:46]

и умер. Это воззвание совсем не совпадает с записанным Матфеем и Марком. А вот внезапно уверовавший сотник был у предыдущих евангелистов. Но, по описанию Луки, не он один. Народ, который совсем недавно требовал его казни, теперь стал бить себя в грудь. Тут же Лука упоминает женщин, которые

“стояли вдали и смотрели на это” [Лука 23:49].

Они были и у других евангелистов.

В поле зрения рассказчика появляется Иосиф Аримафейский, с которым мы уже встречались у Марка и Матфея. Тут узнаем, что он не просто богатый человек, но член совета синедриона. Именно, поэтому он может явится к Понтию Пилату и просить тело для захоронения. Как мы уже знаем, его просьба была удовлетворена. Он снял Спасителя с креста, завернул в плащаницу и положил в скальной гробнице.

-3

Дело было в пятницу, и потому женщины сначала наблюдали за процедурой, потом, вернувшись домой, приготовили благовония, а в субботу ничего не делали, по завету Бога.

На этом завершается 23 глава, а в следующей публикации нас ждет последняя глава Евангелия от Луки.

В первые годы христианской истории тексты евангелистов воспринимались чаще всего «на слух». Современные люди тоже имеют такую возможность и могут делать это не только в храме, но и в любом удобном для себя месте: аудиокнига Евангелие от Матфея, от Марка, от Луки, от Иоанна.

Ставьте лайк, если было интересно, делитесь в соц. сетях, подписывайтесь на канал Культурология для всех

Другие статьи по культурологии можно выбрать, перейдя на Карту канала

Другие циклы по ЭПОХЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ:

Культура средневековой Индии - начало здесь

Культура средневековой Шри-Ланки - начало здесь

Культура средневековой Камбоджи - начало здесь

Культура средневекового Таиланда - начало здесь

Культура средневекового Китая - начало здесь

Культура средневековой Японии - начало здесь

Культура средневековой Европы - начало здесь