Найти тему

«Очень хитрый фильм». Почему «Плезантвиль» отменяет грань между «хорошо» и «плохо»

Между тягой к чему-то высокому и обращением к низменному нет никакой разницы. Именно это утверждает «Плезантвиль». Этот очень двусмысленный и хитрый фильм под видом борьбы с косностью и выхолощенностью, предлагает кое-что более страшное – стирание границ между «хорошо» и «плохо».

Но по порядку.

Если человек хочет «раскрасить» свою жизнь, наполнить ее эмоциями и переживаниями, у него, условно, есть два пути:

  1. Обратиться к чему-то высокому. Великим (или хотя бы здоровым) литературе, музыке, театру, поэзии, кинематографу или любому другому виду искусства. Он может сам попробовать творить. Он может приложить усилие, что-то узнать, сделать подарок, кому-то помочь. Может посвятить время улучшению своих профессиональных навыков или спортивных достижений. Религиозный человек может обратится к высокому через религию. И т.д. и т.п. и прочее, и прочее.
  2. Второй путь – обратиться к низменному. Алкоголь, разврат и прочее из списка, насилие и жестокость, хамство и издевательства и т.д.

Но причем тут «Плезантвиль»?

Как сказал один из участников обсуждения: «Это очень хитрый фильм». Воистину.

Итак. Вы против косности и считаете, что ее надо преодолевать? Конечно! И я так считаю. Человек не должен бояться трудностей, препятствий, не быть этаким зомби-автоматом? Само собой! Человек должен быть честным с собой, не давить свои эмоции, стремиться к чему-то? Да, да, и да. Другими словами, человек не должен быть уныло-черно-белым, свою жизнь надо раскрашивать.

Вопрос - какими способами? Как было сказано выше – есть два путя… Так какой путь предлагают создатели «Плезантвиля»? Они предлагают… оба пути.

Несколько моментов из фильма, приведших к появлению цвета:

  • Помните с чего все началось? С событий в машине на той полянке. Вообще-то это называется разврат. Но по его итогу появилась красная роза.
  • Вторая сцена – еще мощнее. Дочь рассказывает матери как… В общем, аж дерево загорается. Как это назвать я не знаю.
  • Потом появляются хорошие моменты. Люди начинают читать, сестра главного героя цветнеет благодаря книгам. Неплохо.
  • Кто-то по-настоящему влюбляется.
  • Сам главный герой защищает свою как бы мать от хулиганов и тоже становится цветным. Все хорошо.
  • В конце фильма мэр города впадает в ярость и тоже того – «цветнеет».

И вроде как все хорошо. Все раскрасились, у всех жизнь стала более насыщенной, почти полноценной. Вот только в этом и проблема фильма: не важно каким способом ты будешь раскрашивать свою жизнь!

Все едино и все работает, любые методы хороши! Другими словами, границ дозволенного и недозволенного нет. Нет грани между плохим и хорошим. Раскрашивать жизнь можно любым способом, каким угодно, ни в чем себе не отказывая.

Взять ту сцену, когда один умник рисует эротику в публичном месте. И говорит, что это должно увидеть как можно более больше людей. И пусть это красиво, но разве доступ к искусству такого рода не должен быть ограничен? Никто, например, не отменял негативного влияния эротики на несовершеннолетних. Морализаторство? Нет, медицинский факт. Но в фильме это показано как достижение.

В деле раскрашивания жизни отменяется разделение на высокое (чтение, смелость, любовь) и низменное (разврат, ярость). Все ставится в один ряд. Фильм открывает ящик Пандоры. Зритель заглатывает наживку «прогрессивное против косного», а по факту ему говорят, что главное – это раскрасить жизнь любым способом. Это ключевое – любым способом.

На обсуждении вспомнили фильм «Общество мертвых поэтов». Можно сказать, что там учитель тоже раскрашивал жизнь учеников. Да! Но он делал это через обращение к высокой поэзии! А в «Плезантвиле» можно и через высокое, а можно и через «мероприятия в ванной». Цель оправдывает средства…

Как далеко это может зайти?

Если кто-то захочет порассуждать об относительности добра и зла, то это, конечно, совсем другой разговор. Но об этом можно подумать, когда, например, (не дай бог, конечно) вас будут бить или грабить, а прохожие будут рассуждать об относительности добра и зла, да еще и про вашу карму что-нибудь вспомнят…

Как сказал герой в конце фильма: «никто никому ничего не должен». Этакий вывод всего показанного. Проблема в том, что мир построенный на этом принципе а) не будет миром, б) долго не проживет.

И еще. Название фильма – Pleasantville – «Приятный городок». Это приятное место, где жить в удовольствие. И после раскрашивания суть места не поменялась. Он остался приятным местом для получения удовольствий. Только поменялись способы их получения, границы дозволенного сильно расширились, а точнее – начали стираться.

Это и есть главный посыл фильма: расширяйте границы дозволенного в деле получения удовольствий. Другими словами – убирайте границы между «можно» и «нельзя», между «хорошо» и «плохо». Но давая разрешение на расширение границ, создатели фильма не поставили никакого ограничения «снизу».

Да, нельзя жить в таком черно-белом мире, какой показан в фильме, потому что это не жизнь в полном смысле слова. Да, в этом нет и не может быть развития. Но если вы хотите нарисовать цветную картину, вы чем будете рисовать? Настоящими красками или мазать полотно не пойми чем?

Очень хитрый фильм. Да прибудет с каждым способность к различению.

-2

==

Сергей Т

==

Личный блог автора:

Если посмотреть внимательно...

==