Эту даму хочется называть, как последнюю королеву Генриха VIII, по девичьей фамилии, чтоб не путать ни с кем – ибо побыла она замужем четыре раза, случай не то чтобы по веку невозможный, но вызывающий ряд вопросов в приложении к судьбе Агнесс Стюарт.
Агнесс Стюарт родилась вне брака и являлась дочерью Джеймса Стюарта, 1-го графа Бакэна, по прозвищу «Сердечный Джеймс», от некой Маргарет Мюррей (состоявшей в браке или вдовы). Дед и бабка ее по отцу – королева Джоан Бофорт, вдова Джеймса I Стюарта, и Джеймс Стюарт Лорн. Кровь Плантагенетов у Белокурого не только от бабки отцовской линии, но и от матери, причем через одну и ту же Джоан Бофорт. Отец Агнесс был человеком весьма влиятельным, хотя и не родня королям – граф Бакэн с 1469 года, лорд-управляющий двором короля в 1471-1473, 1478-1484 годах, посол во Франции в 1473 году, хранитель Восточной марки в 1479 году. От Маргарет Мюррей Бакэн имел троих детей – Изабеллу, Агнесс и Джеймса, ставшего впоследствии 1-м лэрдом Треквайром (погиб на Флоддене). Дата рождения последнего неизвестна, однако он был легитимизирован 20 февраля 1488/1489 года.
Дата рождения Агнесс неизвестна, но едва ли она могла быть сильно старше своего первого мужа, Адама Хепберна, 2-го графа Босуэлла. Агнесс была легитимизирована много лет спустя смерти отца, 31 октября 1552 года, письмом под Большой государственной печатью, выданным Марией де Гиз. Начиная с 28 августа 1511 года Агнесс титулуется как графиня Босуэлл.
Родерик Грэм в «Марии Стюарт» приписывает Агнесс внебрачную дочь от короля Джеймса IV Стюарта по имени Дженет – и ошибается. Дженет Стюарт (в замужестве Флеминг) являлась дочерью сестры Агнесс, Изабеллы, та и в самом деле была королевской любовницей. Двенадцать лет назад, когда я начинала исследовать тему, Белокурый значился единственным ребенком своих родителей, сейчас в сети можно найти упоминания о его сестре Элизабет, с моей точки зрения, это может быть как посмертная дочь Адама (маловероятно), так и обычная ошибка (более вероятно). Согласно Розалинде Маршалл, взрослым Патрик, 3-й граф Босуэлл, распространял слухи о том, что является бастардом короля Джеймса IV, ничем, впрочем, россказни не подтверждая. В моей трактовке я сделала Изабеллу законной дочерью графа Бакэна (благо, у Бакэна имелась и законная дочь от Маргарет Огилви) и на разнице происхождений построила конфликт между Патриком и его двоюродной сестрой леди Флеминг.
После гибели первого мужа Адама Хепберна, 2-го графа Босуэлла, Агнесс Стюарт вторично выходит замуж – не позднее 25 февраля 1514 года – за хранителя Восточной марки Шотландии и казначея короны лорда Александра Хоума. От этого брака у нее рождается дочь Дженет (в источниках она также бывает указана как незаконная дочь Хоума от неизвестной матери). 8 октября 1516 года Александр Хоум, 3-й лорд Хоум, вместе со своим братом Уильямом был обезглавлен за государственную измену – согласно летописи Линдси, по доносу, составленному Джоном Хепберном, приором Сент-Эндрюса. Третий раз замуж Агнесс выходит за Роберта Максвелла, 4-го лорда Максвелла, хранителя Западной марки, в промежутке от 1520 года до 15 ноября 1525 года. У Максвелла (в романе его зовут Джон, а не Роберт) есть от первого брака двое сыновей, были ли у них с Агнесс совместные дети – вопрос открытый.
Первенец Агнесс был отправлен на воспитание к прадеду, а не оставлен с ней, - вероятно, таким способом фамилия Хепберн стремилась сохранить за собой опекунство над землями, не желая передавать его отчимам маленького графа.
Брак с Максвеллом оказался для леди Агнесс самым продолжительным. Есть сведения, что муж время от времени пользовался ее услугами для сбора новостей при дворе, хотя и сам занимал высокие придворные должности. Четвертый раз Агнесс Стюарт выходит замуж после смерти Максвелла, на сей раз ее избранник не граф, не лорд, но просто горожанин Эдинбурга, Катберт Рамсей, брат его служит комендантом гарнизона в замке Крайтон.
Из жизни Агнесс Стюарт можно сочинить отдельный роман, и у меня больше вопросов, чем ответов, но здесь даже и правильная постановка вопроса проясняет взаимоотношения персонажей. А именно:
- Каково было приданое Агнесс? Земли или деньги? Ставлю на деньги, скорей всего граф Бакэн обеспечил земельным наделом только своего внебрачного сына, брата Агнесс. К моменту ее брака с Адамом Хепберном отца не было в живых, происхождение ее матери довольно темное, и она далее нигде не фигурирует, из всех родственников мужского пола в живых был у Агнесс только племянник-подросток, законный граф Бакэн – возможно, он и дал за теткой приданое. Но очень сомнительно…
- По разным данным, Агнесс то ли была, то ли не была любовницей Джеймса IV, не исключено также, что она была (ненамного) старше Адама Хепберна. Логично предположить, что приданое ей мог дать 1) сам король; 2) брат, Джеймс Стюарт Треквайр, по завещанию отца.
- Каков был свадебный дар отца Белокурого, Адама Хепберна, своей молодой жене? А он должен был быть… деньгами или землями.
- Почему Адам Хепберн, хотя отец его уже почти год, как умер, был только перед своей свадьбой утвержден королем в наследстве и в титулах? У меня есть две версии, могущие совпадать: 1) Адам не был совершеннолетним (не достиг 21 года) и находился под опекой матери либо старших мужчин в семье – свадьба сделала его полностью дееспособным, тогда и были возвращены права на земли; 2) наследство ему передали из-за свадьбы – как раз из-за того, что он женился именно на Агнесс в ее сомнительном статусе любовницы короля.
- Было ли или нет у Адама завещание? И каким оно могло быть?
- Что составляло вдовью часть Агнесс? Деньги или земля? И получила ли она ее вообще – ведь могла бы претендовать на треть всего имущества мужа… тем не менее, мне не встречалось прямых доказательств того, чтобы ей перепало что-то из земель фамилии Хепберн.
- Что повлекло за собой ее второй скоропостижный брак с Александром Хоумом? Ведь получение большой вдовьей части заставило бы семью Хепберн постараться удержать наследницу-вдову у себя. Очевидно, этого не произошло. Богатой вдове с широкими родственными связями (большим числом могущим ее защитить мужчин) зачастую не было нужды в повторном браке, тем паче, что замужество автоматически лишало ее возможности воспитывать сына от первого брака.
- Хоум был обезглавлен герцогом Олбани – за измену, не исключено, что он ничего не оставил Агнесс. У них не было детей, или была дочь Дженет (опять же, есть разные версии), так или иначе, Агнесс не остается вдовой в фамилии Хоум.
- Третий брак Агнесс – с лордом Робертом Максвеллом, хранителем Западной марки, длится почти тридцать лет. У Максвелла уже есть два сына от первого брака. Учитывая путаницу в родословных, могу предположить, что совместных детей у них все-таки не было вовсе. Потому что прожив тридцать лет хозяйкой Карлаверок-Касла, она не остается там вдовой.
- В чем состояла вдовья часть Агнесс по третьему браку? Если бы у них с Робертом были взрослые сыновья, наследники, Агнесс наверняка осталась бы в доме покойного мужа или около него – во вдовьем доме, но этого не произошло. То, что она покидает свой дом по смерти мужа, говорит для меня только об одном – наследниками стали не ее родные дети.
- И, наконец, Агнесс четвертый раз выходит замуж, когда ей уже за пятьдесят, за некоего малопримечательного Катберта Рамсея. Единственное приметное в его биографии то, что он… брат коменданта замка Крайтон, одного из замков, принадлежащих Хепбернам. Хепбернами началось – Хепбернами все и закончилось.
- Зачем условно состоятельной и независимой вдове выходить замуж за брата коменданта замка, в котором она когда-то была графиней и хозяйкой? Рискну предположить, что не так все лучезарно было у нее с финансовой точки зрения… Правда, есть и вторая вероятность: Агнесс вернулась поближе к Крайтону по той причине, что он составлял ее вдовью часть по первому браку. Либо в Крайтоне был ее вдовий дом по первому браку. Но, опять-таки, ведь вернулась именно туда, а не к Хоумам, не осталась у Максвеллов. Почему? Поближе к единственному сыну?
- Об отношении Белокурого к четвертому браку матери известно только то, что он Рамсея недолюбливал, и как-то раз даже посадил под стражу.
Агнесс Стюарт умерла в декабре 1557 года, пережив своего сына разве что на пять месяцев. Ее единственный законный внук Джеймс Хепберн, 4-й граф Босуэлл, судился с ее вдовцом за наследство. Причины второго брака Агнесс Стюарт я рассматриваю в романе «Младший сын», версию ее четвертого брака предлагаю в «Засветло вернуться домой» (она не имеет никаких обоснований и диктуется исключительно тем, что принято называть художественной правдой).
Агнесс Стюарт в «Младшем сыне» - королева холма, которая умирает тогда же, когда умирает человек, которого она любит. И ей приходится возрождаться в смертном теле не ради себя, но ради сына – из пепла и без иллюзий. Фактически она продает себя ради безопасности ребенка.
Агнесс Стюарт в «Правах наследства» – образ матери, которой мучительно не хватает маленькому мальчику, мать-фея, блистающая коротко, исчезающая быстро, которой ему всегда недостаточно. Их обоюдная любовь живет большей частью в разлуке, но сын остается, тем не менее, самой большой любовью в ее жизни.
Агнесс Стюарт в «Засветло вернуться домой» поступает со своей невесткой ровно так же, как когда-то с ней поступила ее свекровь – в свою очередь, снова ради безопасности детей.
У нее бездна тайн, она лжет как дышит (но только не своему сыну), она прекрасна, как ясный день, и эту свою красоту вместе с кровью Плантагенетов дарует своему сыну – как благословение и как проклятие. И еще она, конечно же, передает ему по наследству свою способность феникса вечно возрождаться из пепла.
Агнесс Стюарт в "Правах наследства":
Эксцентричная и прекрасная леди Максвелл наезжала в Сент-Эндрюс почти каждый месяц, иногда прихватывая с собою и дочь. Агнесс находилась в ту пору в расцвете своей красоты, и третий муж души в ней не чаял, несмотря на то, что, после неудачной беременности, закончившейся выкидышем, рожать она больше не могла. Теперь уже было ясно, что Бог выделил Агнесс только двоих: Патрика Хепберна и Дженет Хоум. И вот, верхом, во главе кавалькады Максвеллов, порой и в сопровождении своего лорда, она вихрем проносилась через весь город и врывалась в замок. Патрик начинал ждать эти дни задолго до того, как приезжала мать, и сутками пропадал на стене. Старый Джон давно смирился с тем, что упрямую женщину из приората не выкуришь, более того, ее упорство в исполнении материнского долга даже стало вызывать в нем некоторое уважение. Агнесс, правда, с ним едва разговаривала, не простив ни первого отказа отдать ей сына обратно, ни того, что приор своими стараниями во второй раз сделал ее вдовой. Но выбора у нее не было – ради того, чтобы видеться с Патриком, приходилось терпеть и приора.
Едва мать спешивалась, Патрик уже бросался к ней в объятия, сминая юбки, плащ, кружевные жесткие воротники, и вис на ней, и целовал, и затихал, прижавшись лбом к теплой шее. Время вдвоем летело для них стремительно, и когда она уезжала, он тотчас начинал считать дни до будущего месяца. Про леди Максвелл поговаривали, что она несомненно завела в Сент-Эндрюсе любовника - далеко не все знали, что у лучезарной Агнесс тут воспитывается сын, но ей были нипочем любые сплетни. Все время ее пребывания в замке Патрик собачкой ходил за матерью, ни на шаг не отступая от пышных юбок, чем заслуживал всегдашние насмешки сводных братьев Максвеллов, рослых лоботрясов. С рыжим Робертом, старше его двумя годами, они даже подрались, и граф Босуэлл был нещадно избит, но не отступил и привычки своей не оставил.
Первое время, когда мать уезжала, он, маленький, долго и горько плакал, переживая разлуку, потом устал плакать, потом приор уговорил его «быть мужчиной». Все равно же от его горя ровно ничего не менялось, и мать продолжала уезжать. Но она продолжала и возвращаться.
Леди Максвелл не белила лицо, не боялась смеяться, бегала наперегонки с сыном, путаясь в юбках, объясняла ему тонкости соколиной охоты, ревниво расспрашивала его учителей об успехах в учебе и проводила теплые весенние дни, сидя с ним во дворе замка в тени набирающих силу яблонь.
- Ты меня любишь, мама?
- Больше жизни, дитя мое.
И она говорила правду, Патрик чувствовал это всем сердцем.
- Расскажи мне про отца…
Адама Патрик не помнил вовсе, никаких теней не сохранило его младенчество. Агнесс обнимала сына, клала его голову себе на плечо, так, чтобы эта вечная сказка, которая никогда не надоедала мальчику, вливалась прямо от ее губ ему в ухо – и начинала плести песнь, полную чувств и воспоминаний. Из памяти стерлось все – и даже смерть Адама – кроме любви и юности, и он по-прежнему пребывал с Агнесс, неизменный и отчасти воплощенный в сыне. Как они встретились в доме ее брата, лэрда Треквайра, что он говорил, как выглядел, во что был одет; как их венчали и дважды играли свадьбу – в Эдинбурге при короле и для своих в Хейлсе; как он рад был рождению сына… Патрик слушал снова и снова, словно то была легенда о древних героях-полубогах, а вовсе не о его собственных родителях. Только о Флоддене он никогда не спрашивал, боги не должны умирать. Он утащил у Агнесс дорожное зеркало из полированной меди и долго разглядывал себя, пытаясь найти соответствие ее словам об отце: синие глаза – это от него, и норманнский нос де Хиббурнов, и намечающаяся ямочка на подбородке. И он неистово жалел, что мастью вовсе не Хепберн, не вороной. Цветом волос он оказался Стюарт, более того, с пугающей неизбежностью обнаруживала Агнесс порой в нем черты покойного брата Джейми Треквайра.
А вот Дженет Хоум, которую почти всякий раз брала с собою Агнесс, напротив, к его огромной зависти уродилась темненькой. Родственники бедового Алекса Хоума легко отдали девчонку матери – чай, не сын-наследник. Патрик злился, ревновал ужасно, но потом смирился с этим неизбежным приложением к визитам леди Максвелл, когда же подрос, младшая сестренка начала его забавлять своими ухватками. Джен Хоум была леди с пеленок и с малолетства командовала всяким мужчиной, попадавшим в ее поле зрения, независимо от возраста жертвы. И только старший брат вызывал в ней глубокое и всеобъемлющее восхищение. В те дни две детские головы утыкались в подол леди Максвелл, и белокурая, и темная в кудряшках, и под яблонями слышался все тот же вечный припев:
- Мама, расскажи мне…
Джен тоже почти не помнила отца, но ей повезло больше – Джон Максвелл воспитывал ее, как свою, и она росла вблизи матери. Вот по этому женскому теплу, доступному, только руку протяни, в любое время дня, во всякое время года, а не только несколько дней за месяц, он и голодал страстно, алчно, нестерпимо, этим теплом он и жаждал напитаться хотя бы от короткой жизни кормилицы Мэри МакГиллан, но ему никогда, никогда их не хватало – ни тепла, ни женщины рядом. Патрик Хепберн был, несмотря на то, что уготовила ему дальнейшая жизнь, в большей степени именно мужчина для женщин, и семена этой вечной, неутоленной тяги легли в его раненую душу именно там, в Сент-Эндрюсе.
Но и плевелы люциферовой гордыни посеяла в нем тоже, конечно же, мать.
- Помни, - твердила ему Агнесс, - ты не только Хепберн, ты также и Стюарт… и даже, на самую малость – Плантагенет.
Читать об Агнесс Стюарт: