-Ешь давай! Если не съешь, то за шиворот вылью, - начала закипать мама, глядя на свою шестилетнюю дочку, которая ковырялась в каше.
Дочка начала «канючить»: «Мам, я больше не хочу. Я уже наелась».
-Пока всё не съешь, не выйдешь из-за стола! – уже грозным голосом вскрикнула мама.
Дочка, подперев одной рукой подбородок, другой подняла ложку над тарелкой, тихо наблюдая за тем, как каша сползает с ложки обратно, всё никак не могла продолжить есть.
Вот тут мамино терпение лопнуло. Подлетев к дочери, она схватила тарелку с кашей и вылила её туда, куда обещала.
Дочь, до конца не понимая, что происходит, подпрыгнула на стуле.
-Ты неблагодарная! Я тут готовлю, стараюсь, чтобы тебя накормить, а ты!!! Впредь будешь знать, как ковыряться в тарелке! Ты знаешь, сколько стоит еда? Во время войны мечтали о корочке хлеба. А ты не ценишь этого!
-Мамочка, прости меня, пожалуйста! Больше так не буду! - уже в голос начала реветь девочка. Я буду есть всё, что ты приготовишь! Только, пожалуйста, не надо больше «за шиворот».
Мать взяла девочку за руку и повела её отмывать со словами: «Мама лучше знает, что и сколько тебе надо есть. Тебе может стать плохо, если ты не поешь. У тебя может упасть сахар, и ты можешь упасть в обморок где-нибудь на улице».
Инцидент был исчерпан. С тех пор девочка ела всё и до конца. Даже когда она не хотела есть, «вспоминая кашу за шиворотом», она садилась за стол и ела. Ведь «мама лучше знает».
Так, она научилась «не слышать свое тело». Со временем она не могла понять: наелась она или нет. А еще, часто звучащие слова мама, что если ты не поешь, то тебе может стать плохо, с годами «стали приносить свои плоды».
Когда её было лет двенадцать, в стоматологической клинике ей действительно стало плохо, и она начала терять сознание. А подоспевшая на помощь мама не преминула сказать ей, «что это потому –что она не поела утром мясо, поэтому и стало плохо».
К восемнадцати годам, юная девушка боялась выйти из дома в институт, пока она не поест мясо. Придя в институт, она боялась, что у неё упадет сахар и она упадет в обморок, поэтому она сидела и смотрела на часы, когда же будет перемена, чтобы успеть поесть. И если лектор задерживался хоть на две минуты, у неё начиналось сильное сердцебиение, кружилась голова, потели ладошки и нахватало дыхания.
Почитав в интернете, она поняла, что это –панические атаки. И с этим надо было что-то делать. С этими симптомами она отправилась к психиатру.
Дальше были «лечение» и терапия. Она училась «слышать своё тело». Училась справляться с паническими атаками: дышала, отлавливала свои автоматические мысли и давала им альтернативный ответ, пребывая в состоянии осознанности, в течение дня спрашивая себя: «что я чувствую, и что я хочу?»
Со временем она справилась.
Вот только неизвестно, было бы всё это, если бы не была установка - «мама лучше знает»?
Берегите себя и своих близких.
С любовью Колесникова Светлана.
Автор: Колесникова Светлана Валерьевна
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru