Итак, следующий «виновник» междоусобицы – король Испании Фердинанд (Фернандо) VII (1784-1833), Бурбон-Капетинг, из младшей линии потомков Луи XIV, Короля-Солнца.
Личностью он сам по себе и как король был довольно малоприятной, полностью соответствуя одному из заголовков повести Марка Твена «Приключения Гекльберри Финна» - «Все короли дрянь». Украл корону у родного отца, сам был ограблен Наполеоном, был последним нещадно шельмуем и презираем, но несмотря на все свои отрицательные характеристики, был знаменем сопротивления собственного народа французским захватчикам, в эпоху Наполеоновских войн.
Все же окончательно потеряв рухнувшую колониальную империю, Фердинанд после разгрома Бонапарта вновь утвердился на троне Испании. Правителем Фердинанд был не сказать, чтобы уж слишком способным и одаренным, имел склонность к коварству и тирании, но кое-как, лавируя, справлялся. Испанское общество имело давние традиции представительства во власти, сам народ был бедноват, да и вспыхивал как порох; управлять таким государством, да еще и после опустошительных Наполеоновских войн, на фоне национальной горечи за утраченные колонии, было непросто. Впрочем, последние годы царствования король держался за трон крепко и спуску никому не давал.
Перед Фердинандом стояла задача сохранить королевский трон за не только собой, но и за своими преемниками. Вот тут-то и была большая проблема. Несмотря на почтенный возраст и три брака, на 1829 год, у Фердинанда не было ни сыновей, ни дочерей, единственный ребенок короля – дочь Мария Луиза от второго брака, скончалась в младенчестве. Со сказочными Таргариенами, вполне реального короля «роднило» пристрастие к близкородственным бракам. Первый раз был женат на двоюродной сестре, второй на племяннице (дочери родной сестры), третий раз еще туда-сюда – на троюродной племяннице, и наконец, в четвертый раз Фердинанд женился (наверное, никого не удивив) еще на одной племяннице, дочери другой родной сестры.
Но генетика в реальном мире работает иначе, чем в фэнтези, трудно сказать на что сильно надеялся король, заключая такие браки, но как ни странно, четвертый раз был удачным. Надо также, кстати, заметить, что церковное неприятие подобных союзов к этому времени давно деградировало, а ведь когда-то Томас Бекет сорвал женитьбу брата английского короля Генриха II, на вдове, вы только подумайте, троюродного брата. Под предлогом того самого близкого родства – нельзя, и все тут.
Но на первый взгляд самой династии Испанских Бурбонов-Капетингов ничего не угрожало, даже в случае отсутствия сыновей у короля. Здесь можно заметить некоторое «техническое» сходство уже с династией Романовых в тот же исторический период. У Александра I также не было сыновей, но при наличии трех младших братьев (причем, Николай и Михаил были младше правящего императора на 18 и 20 лет, соответственно, то есть, годились ему в сыновья), угасание династии его не беспокоило.
У Фердинанда младших братьев было двое – Карлос и Франсиско. Будь следующим в очереди, покладистый и относительно уравновешенный Франсиско, Фердинанд скорее всего, не стал бы мудрить с законами престолонаследия, а Испания в итоге, получила бы пару-тройку спокойных десятилетий в ближайшем будущем. Франсиско де Паула был, можно сказать, любимым младшим братом короля, по отечески опекаемым, в почестях и титулах не обделенным. В свою очередь, Франсиско никогда королю не перечил, поддерживая его во всем в аспектах внутренней политики.
Но очевидным наследником, согласно Салической системы, был старший инфант Карлос Мария Исидро (1788-1855) и у короля были все основания думать, что это самый жуткий вариант для королевства и династии. Карлос был куда большим консерватором и реакционером, чем сам король, его безоговорочно поддерживала самая ультрамонархическая часть элиты. В общем, если король полагал, что сам он справляется с «трудным» народом неплохо, то вот насчет Карлоса, Фердинанд определенно решил, что тот точно не справится и Испания обвалится в хаос очередной революции. Здесь можно провести аналогию с принцем Дейемоном, с той лишь весомой разницей, что последний не имел такой сильной поддержки у части знати.
С этим надо было что-то делать, и Фердинанд VII решил изменить порядок престолонаследия, устранив брата. Итак, к вящему неудовольствию Карлоса, который уже видел себя следующим королем Испании, Фердинанд жениться в четвертый раз – на Марии Кристине Бурбон, принцессе Обеих Сицилий, которая была его родной племянницей по матери и двоюродной же племянницей уже по отцу. Впрочем, беспокоиться Карлосу надо было уже раньше – Фердинанд решил изменить порядок наследования еще при жизни своей третьей жены Марии Жозефы Амалии. Смерть королевы застопорило это решения, но, когда четвертая супруга короля оказалась беременной он начал действовать.
29 марта 1830 года, Фердинанд принимает так называемую Прагматическую санкцию (этот закон хотел обнародовать еще его отец в 1789 году), по существу являющуюся возвратом к старой кастильской системе, когда женщина могла наследовать трон, если у неё не было родных и единокровных братьев.
И вот здесь есть важное логическое отличие от того, что придумано Джорджем Мартином в «Пляске Драконов». Речь идет о правильно принятом законе – возврате к старой кастильской традиции, где четко определены правила. Никаких странных назначений наследника, определено, что трон наследует ребенок действующего короля, в первую очередь старший сын, вне зависимости от очередности его рождения по сравнению с дочерями; дочь наследует только в случае отсутствия брата (младшего или старшего) и его потомства, но обязательно впереди своих дядей и уж тем более впереди младших двоюродных и троюродных кузенов по мужской линии.
При этом пока еще не было известно, кто родится у королевы – мальчик или девочка, король подстраховался заранее. 10 октября 1830 года, родилась девочка – будущая королева Изабелла II, в январе 1832 года еще одна дочь – Луиза Фернанда (родись мальчик, наследовал бы он).
Инфант Карлос не согласился с новым законом и результатом было обрушение государства в так называемые Карлистские войны. В реальном мире все за пару лет не решается и конфликт растянулся на несколько десятилетий. Всего войн было три – дело инфанта Карлоса продолжили его сын и внук, военная часть конфликта завершилась лишь в 1876 году. В общем итоге, потомство Карлоса, законного наследника по салической системе потерпело поражение, проиграв Изабелле II и её детям и официально навсегда утратило права на корону Испании.