Неделю заняли стандартные обзоры поставок самолётов и прочие, которые выпускаю ежемесячно по календарю. Но за эту неделю произошло множество событий, которые необходимо нам с вами осветить и обсудить. Сегодня отхвачу всё, что касается авиапрома, потому что именно за ним мы все следим максимально внимательно, ведь именно от авиапрома и зависит вообще всё будущее российской гражданской авиации. Зарубежных самолётов больше не будет во флоте российских авиакомпаний, за исключением тех, что есть. Так что, не будет самолётов – не будет и авиации у нас.
18 ноября произвёл первый полёт десятый Сухой Суперджет, собранный в этом году. Десять самолётов – это совсем немного, по сравнению с тем, что выпускалось и планировалось к выпуску. Но в условиях санкций и блокировки поставки компонентов выпустить десять Сухих за год — это вполне себе неплохое достижение. Кроме Сухих в этом году будет штук пять Ил-76. Это не входило в программу развития авиапрома, по которой в этом году кроме 4 Л-410 вообще ничего не планировалось. Все достижения – импортозамещённые Сухие, Ту-214, МС-21 увидим на рубеже 2023-2024 года. Так что целый год из новостей у нас будут только очередные сертификации и испытания, но и это тоже шаги к успеху. Провести сертификацию сложнее чем сделать даже пятьдесят самолётов на уже успешно работающей линии. Но и тут сделаю оговорку для оптимистов: работа – результат произведения силы на пройденное расстояние. Если силы много, а расстояние нулевое, то и работы нет. Но требовать результатов сейчас не стоит. Пятнадцать лет назад пятнадцать произведённых самолётов произвели бы эффект, так как авиапром не выпускал и десятка в год устаревших моделей. Сейчас это весьма посредственный результат. 15 мало, все требуют минимум 50-70, а 15 не замечают совершенно.
Губернатор Подмосковья Андрей Воробьёв (честно, голосовал не за него) сообщил, что 26 декабря второй лётный экземпляр Ил-114-300 совершит первый полёт и возобновит сертификационные испытания данного воздушного судна. Летом уже вроде самолёт был готов, уже стоял с двигателями, но из-за катастрофы Ил-112 в воздух его никто не торопился поднимать. Сейчас, скорее всего, получено одобрение на безопасное возобновление сертификационных испытаний. Информации о причинах пожара ТВ7-117СТ-01 пока нет, всё закрыто и засекречено. В двигатели, установленные на этом экземпляре, точно не вносились никакие доработки, так как их никто и не снимал. Программой заставляют заниматься, сам «Ил» против, о чём неоднократно говорилось.
Вообще проблемы гражданского авиастроения для КБ «Ил» и «Ту» являются большой проблемой. Оба КБ не желают связываться, так как гражданские самолёты – это головная боль для КБ. Авиакомпании будут потом приставать с проблемами, а Минобороны более сговорчивое. Минниханов буквально силком возвращает КАПО (КАЗ) к программе Ту-214, а Минпромторг вцепился в «Ил», чтобы там не забывали про Ил-114. Причём больше всего сопротивляются именно старые кадры, которые мне здесь куча комментаторов предлагают обязательно сохранить. Но именно многочисленные приспособленцы в данных КБ, а также на старых авиазаводах и привели наш гражданский комплекс в то состояние, где он сейчас пребывает.
Также всплыла информация про «Слон» - наследник программы «Руслана», который будет оснащён разрабатываем двигателем ПД-35. Данный самолёт будет иметь 180 тонн коммерческой загрузки. Сейчас модель прошла очередной этап продувки в ЦАГИ, где в ходе испытаний провели различные варианты законцовок крыла, в том числе складывающиеся. Суть желания – облегчить конструкцию, но при этом сохранить топливную эффективность планера. В ходе очередного этапа кроме различных законцовок крыла было испытано альтернативное сечение фюзеляжа, уменьшенный по размерам обтекатель стыка крыла с фюзеляжем и новые пилоны с мотогондолами.
На форуме «Города России 2030» генеральный директор ОЭЗ Титановая Долина Андрей Антипов рассказал про планы УЗГА, кроме Байкала и Ладоги, начать производство учебного самолёта УТС-800. Пока про него информации весьма немного. Но можно вспомнить про производство Даймондов. Опыт есть, поэтому что-то собрать на базе смогут. Проблема в двигателе. На УТС-800 планируется ставить турбовинтовой ВК-800ПС, который создаёт УЗГА. Самолёт разрабатывается в соответствии с действующими авиационными правилами и имеющимися техническими требованиями, полученными от эксплуатантов. УТС-800 позволяет обучать технике пилотирования на простой и сложный пилотаж в диапазоне высот от 1000 до 8000 м. Самолёт сможет базироваться на ВПП с искусственным покрытием и с грунтовых ВПП.
После окончания сертификации МС-21 с двигателем ПД-14 возобновились следующие этапы испытаний и подготовок. Перекрашенный в цвета России самолёт – тому пример. Он не будет передаваться в авиакомпанию, но будет использоваться в достаточно прикладных задачах – обучать пилотов и инструкторов, сертифицировать аэропорты и наземное оборудование. Зачем нужно было красить? Неплохой маркетинговый ход. Зачем-то самолёты красят вообще же. Так-то можно и на беляшах летать. Нашему авиапрому не хватает маркетинга и пиара, именно поэтому вокруг него больше негатива. Негативно и предвзято относятся работники авиакомпаний (не всех, конечно) и аэропортов, журналисты и обыватели. Покраска стала приятным медиа-событием.
Также возобновил полёты самолёт, про который я говорил вчера – МС.0013, который оснащён двигателями Пратт-Уитни, но будет использоваться для отработки остальных отечественных бортовых систем. Двигатель для них не является помехой, а сертификацию с ПД-14 уже провели. Поэтому меня спрашивают, а как он будет полностью отечественным в декабре, когда испытания уже возобновились, а он гоняет с Праттами? Как прояснилось, в этом самолёте двигатели менять не будут – не так их много, чтобы оснащать все экземпляры, которые останутся опытными. Поэтому отрабатывать бортовые системы будут с Праттами. Все системы и их сертификацию должны добить к 2024 году, когда и начнут серийные поставки.
В 2024 году Ред Вингс планирует возобновить полёты в своём флоте самолётов Ту-204 и Ту-214, которые уже ранее летали. Две единицы во флоте перевозчика уже летают, но там ВИП-компоновка. А сейчас речь зашла про линейные машины для регулярных рейсов. В Ульяновске на Восточном стоит RA-64043 во вполне вменяемом состоянии. В Уфе вполне подъёмный RA-64050, у которого в 2018 году произошёл пожар двигателя. Эти машины более-менее реальны для перевозки пассажиров. Насчёт Ту-214 вараинтов не так много. В более-менее вменяемом состоянии находятся все Трансаэровские машины, которые находятся в Казани. RA-64509 вроде бы даже уже активно занимаются. Хорошо был законсервирован RA-64508, только он не летал уже 14 лет.
-------------------------------------------------------------------------------
1. Размещать больше форму со сбором на пиво не буду. В переводах на развитие канала не нуждаюсь, так как пишу регулярно для аудитории, это моё увлечение, ну не блогер я профессиональный. Однако, форма сбора была полезна, чтобы я видел, что читателю особенно что-то понравилось и писал чаще на данную тематику. Поэтому напишу номер карты, куда можно сбросить на кружку пива/мороженое ребенку/цветы жене: 2202 2019 3089 2183.
2. Копия данной статьи расположена на платформе Livejournal по адресу:
3. Автором данной публикации является владелец данного канала. Статья не содержит конкретных данных по какому-либо рейсу и перевозчику, не содержит конфиденциальную и коммерческую информацию.
4. Информация о сотрудничестве, партнерстве и об авторе публикуется на страницах:
https://travelfoxes.livejournal.com/212431.html
https://zen.yandex.ru/media/skyexpert/plany-po-blogu-i-politika-na-2022-god-61df2948d516294f57069fa4