Уже к 30-м годам прошлого века почти все страны, впоследствии вступившие во Вторую мировую, использовали пропаганду и информационную войну. Кинематограф, радио и массовая печать ориентировались на людей различных возрастов и насаждали лозунги и клише.
Режим Германии играл на национальном чувстве немецкого народа, ущемленного результатами Первой мировой войны. Пропаганда была направлена на формирование ненависти против остальных стран, создание идеи о неполноценности других народов. Воинственные речи главарей Третьего Рейха создавали образ врага, из-за которого в стране проблемы. Конечно же, в первую очередь это были евреи и коммунисты.
В военизированных массовых движениях, включая Гитлерюгенд, всячески подогревались гнев и ярость. За годы войны было выпущено более полутора сотни пропагандистских фильмов. Широко использовалась фальсификация. А уж какой успех имели фотографии того, как на Украине или в Прибалтике местные жители радостно встречают «освободителей».
Если европейцев нацисты считали цивилизованными и проявляли по отношению к ним лояльность, то к "неполноценным расам", в частности к славянам, такого снисхождения не было. Последних предстояло уничтожить или онемечить.
Соединённые Штаты Америки позиционировали себя борцом за мир и демократию во всём мире. Существовало множество организаций, в названиях которых повторялись словосочетания «за мир», «против войны». Однако, искренность намерений США как тогда, так и сейчас, вызывают большие сомнения.
Кому действительно не нужна была война – так это Советскому Союзу. В первой половине XX века, когда в стране еще было много безграмотных и малограмотных, наиболее действенными средствами воздействия на людей были радио и кинематограф.
В СССР снимали картины в духе социалистического реализма о тружениках городов и сел. Жизнь простого советского человека в них идеализировалась. Но в то же время устанавливалась высокая планка, к которой многие стремились. Вспомните фильмы «Волга-Волга» (1938), «Трактористы» (1939).
Ещё в 20-е годы власти стремились покончить с «наследием царизма». Но в 30-е годы пришло понимание, что патриотов можно и нужно воспитывать на примерах прошлого. Выдающихся полководцев и великих поэтов, писателей, композиторов реабилитировали. Историко-патриотические фильмы воспитывали лучшие качества гражданина. Например, в 1937 году вышел фильм «Петр Первый», в 1938 - «Александр Невский», в 1939 «Минин и Пожарский».
Самым простым способом донесения мыслей и идей являлись также агитационные плакаты. Известные советские художники военной поры Лебедев, Соколов-Скаля, коллектив Кукрыниксов, Денисовский создавали настоящие шедевры. В них было обращение к прошлому страны, начиная со времен Невского, воспоминания о героях Гражданской войны и яркий образ родного дома и семьи.
На одних плакатах карикатурно изображались лидеры Германии. На других описывались нацистские злодеяния на оккупированных советских территориях. Рисунки сопровождались стихами или лозунгами. Увидеть их можно было повсюду. Талантливые произведения брали за душу и доходили до каждого.
В СССР были сформированы специализированные пропагандистские поезда и агитационные бригады. В них входили артисты, лекторы, художники, поэты. Бригады часто выезжали на фронт, в госпитали, в эвакуационные пункты, поднимая моральный и боевой дух бойцов.
В годы войны советские режиссёры сняли замечательные документальные и художественные фильмы, среди которых «Валерий Чкалов» (1941), «Кутузов» (1943), «Зоя» (1944).
Для увещевания вражеских солдат использовались громкоговорители и листовки. Успешной была советская пропаганда и за пределами страны. Москва сделала всё возможное, чтобы вызвать максимальные симпатии к советскому народу, пострадавшему от зверств фашистов. Кроме того, Советский Союз справедливо позиционировал себя освободителем Европы от «коричневой чумы». И никто не смел тогда с этим спорить.