Найти тему
Историк-дилетант

Пропаганда как оружие

Уже к 30-м годам прошлого века почти все страны, впоследствии вступившие во Вторую мировую, использовали пропаганду и информационную войну. Кинематограф, радио и массовая печать ориентировались на людей различных возрастов и насаждали лозунги и клише.

Наш ответ Чемберлену. 1927 год
Наш ответ Чемберлену. 1927 год

Режим Германии играл на национальном чувстве немецкого народа, ущемленного результатами Первой мировой войны. Пропаганда была направлена на формирование ненависти против остальных стран, создание идеи о неполноценности других народов. Воинственные речи главарей Третьего Рейха создавали образ врага, из-за которого в стране проблемы. Конечно же, в первую очередь это были евреи и коммунисты.

Нацистский агитационный плакат. Фото из открытых источников
Нацистский агитационный плакат. Фото из открытых источников

В военизированных массовых движениях, включая Гитлерюгенд, всячески подогревались гнев и ярость. За годы войны было выпущено более полутора сотни пропагандистских фильмов. Широко использовалась фальсификация. А уж какой успех имели фотографии того, как на Украине или в Прибалтике местные жители радостно встречают «освободителей».

Нацистский агитационный плакат. Фото из открытых источников
Нацистский агитационный плакат. Фото из открытых источников

Если европейцев нацисты считали цивилизованными и проявляли по отношению к ним лояльность, то к "неполноценным расам", в частности к славянам, такого снисхождения не было. Последних предстояло уничтожить или онемечить.

Соединённые Штаты Америки позиционировали себя борцом за мир и демократию во всём мире. Существовало множество организаций, в названиях которых повторялись словосочетания «за мир», «против войны». Однако, искренность намерений США как тогда, так и сейчас, вызывают большие сомнения.

Американская открытка времен Второй мировой войны
Американская открытка времен Второй мировой войны

Кому действительно не нужна была война – так это Советскому Союзу. В первой половине XX века, когда в стране еще было много безграмотных и малограмотных, наиболее действенными средствами воздействия на людей были радио и кинематограф.

В СССР снимали картины в духе социалистического реализма о тружениках городов и сел. Жизнь простого советского человека в них идеализировалась. Но в то же время устанавливалась высокая планка, к которой многие стремились. Вспомните фильмы «Волга-Волга» (1938), «Трактористы» (1939).

Кадр из фильма "Светлый путь", 1940 год
Кадр из фильма "Светлый путь", 1940 год

Ещё в 20-е годы власти стремились покончить с «наследием царизма». Но в 30-е годы пришло понимание, что патриотов можно и нужно воспитывать на примерах прошлого. Выдающихся полководцев и великих поэтов, писателей, композиторов реабилитировали. Историко-патриотические фильмы воспитывали лучшие качества гражданина. Например, в 1937 году вышел фильм «Петр Первый», в 1938 - «Александр Невский», в 1939 «Минин и Пожарский».

Советский плакат
Советский плакат

Самым простым способом донесения мыслей и идей являлись также агитационные плакаты. Известные советские художники военной поры Лебедев, Соколов-Скаля, коллектив Кукрыниксов, Денисовский создавали настоящие шедевры. В них было обращение к прошлому страны, начиная со времен Невского, воспоминания о героях Гражданской войны и яркий образ родного дома и семьи.

Советские плакаты
Советские плакаты

На одних плакатах карикатурно изображались лидеры Германии. На других описывались нацистские злодеяния на оккупированных советских территориях. Рисунки сопровождались стихами или лозунгами. Увидеть их можно было повсюду. Талантливые произведения брали за душу и доходили до каждого.

Советский плакат
Советский плакат

В СССР были сформированы специализированные пропагандистские поезда и агитационные бригады. В них входили артисты, лекторы, художники, поэты. Бригады часто выезжали на фронт, в госпитали, в эвакуационные пункты, поднимая моральный и боевой дух бойцов.

На фронте агитбригада с Ниной Руслановой
На фронте агитбригада с Ниной Руслановой

В годы войны советские режиссёры сняли замечательные документальные и художественные фильмы, среди которых «Валерий Чкалов» (1941), «Кутузов» (1943), «Зоя» (1944).

Для увещевания вражеских солдат использовались громкоговорители и листовки. Успешной была советская пропаганда и за пределами страны. Москва сделала всё возможное, чтобы вызвать максимальные симпатии к советскому народу, пострадавшему от зверств фашистов. Кроме того, Советский Союз справедливо позиционировал себя освободителем Европы от «коричневой чумы». И никто не смел тогда с этим спорить.