Накопленный российскими вузами опыт сквозных образовательных программ будет полезен для повышения качества основного образования в университетах. Его можно использовать для развития технологических квалификаций, которые позволят студентам выходить на высококонкурентный рынок труда. На Второй всероссийской ИОТ-конференции рассмотрели состояние дополнительного профессионального образования (ДПО) университетов, вызовы, стоящие перед этой сферой, а также возможности использования научных исследований и инновационно-практических разработок при реализации программ ДПО для студентов.
Ксения Горячева, депутат Государственной Думы, первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по науке и высшему образованию:
«В жизни мы учимся на собственных ошибках, но как было бы хорошо не набивать эти шишки. Помочь в этом может дополнительное профессиональное образование. Иногда при формировании программ ДПО вузы ориентируются на самовосприятие и самопозиционирование. Если ты придумал классную идею, спроси у своей целевой аудитории, надо ли это ей. В части ДПО надо спрашивать у крупных компаний, нужны ли им эти сотрудники, какие вообще им нужны кадры. То есть нужно идти от запроса сектора, а не от своих идей».
Али Асадов, начальник отдела по работе с молодыми учеными Министерства науки и высшего образования РФ:
«Время очень быстро заставляет нас меняться и получать новые компетенции. Особенно это актуально для студенческих и научных объединений. Наука – это та сфера, которая наиболее динамично развивается. Поэтому мы даже в этом направлении включили такую категорию расходования средств, как ДПО. Но пора проводить его ребрендинг. Дополнительное профессиональное образование у многих до сих пор ассоциируется с курсами повышения квалификации бухгалтеров, которые хотят научиться работать в новой версии „1С“».
Ксения Пестова, заместитель начальника отдела Департамента развития технологического предпринимательства и трансфера технологий Министерства науки и высшего образования РФ:
«Сертификат не самоцель, но он как атрибут этого процесса. Фиксирующий, что я действительно освоил программу, получил по ней оценку тех людей, кто в этом разбирается. Если мы говорим про программы ДПО, то тоже это важно, как подтверждение не на словах. Не всегда у работодателя есть возможность проверить: действительно ли ты умеешь? Тестовое задание можно «доверить» другу. А аттестацию перепоручить не получится, если только у тебя нет брата-близнеца».
Таисья Погодаева, проректор, руководитель программы развития ТюмГУ:
«Диплом в качестве стимула – это очень сомнительная штука. Зачем? Диплом не может быть самоцелью. Диплом – это определенный артефакт, атрибут. Ведь если мы говорим, что абитуриент должен прийти в университет за дипломом, мы девальвируем все, чем занимаемся. Мы же не про это, не про диплом! Эту риторику надо искоренять даже на уровне мыслей. Потому что ценность – в другом! А вот то, что университет не может донести абитуриенту эту ценность – это потому, что мы опять не думаем о клиенте! До тех пор, пока мы не будем мыслить в продуктовой логике ценностей для клиентов, у нас будут происходить базовые конфликты с реальностью. Очень часто инициативы в рамках развития ДПО не взлетают потому, что конфликтуют с образовательным процессом студентов. Ребята стоят перед выбором: идти на тренинг с возможностью получить сертификат или не отвлекаться от основной образовательной программы. Если на кону стоит диплом или отчисление из университета, выбор очевиден».
Евгений Сженов, научный руководитель Экспертно-аналитического центра «Научно-образовательная политика»:
«Для кого-то дополнительное профессиональное образование – это берег пляжа, а для кого-то – глубина океана. Кто-то воспринимает ДПО как онлайн-курсы, а другой „студент“ как новое основное образование. ДПО не рождается просто так, оно появляется в местах силы, там, где есть наука, где есть предпринимательство. Процесс „прокачки“ твоих компетенций продолжается и не останавливается ни на минуту. ДПО – это палочка-выручалочка, универсальный инструмент, который помогает и свободному рынку, и госкорпорациям».