Логики в этом особо нет. Исключительно старый-добрый русский «авось прокатит». Не прокатило.
Если коротко, то проблема состоит в том, что власти переборщили с продовольственной безопасностью. Ещё весной, когда санкции только вышли на арену нашего цирка, было введено ограничение экспорта зерновых. Вот оно и привело к затовариванию рынка внутри страны. Стоит отметить, что объём вывоза сократился на 13%, и все это на фоне рекордного урожая.
Результат, как говорится, на лицо: оптимальная цена пшеницы – 14-15 тысяч рублей за тонну, а продавать аграриям ее приходится по 13 тысяч. А в некоторых регионах даже по 11. Аналогичная ситуация сложилась и с подсолнечником. Все это ведёт к падению прибыли фермеров. Хотя казалось бы – урожая тьма, в мире дефицит – диктуй свои условия и торгуй, ан нет.
Примечательно, что в текущей ситуации дорожает посевной материал. Причём не на 5%, а, опять же, по-русски, на все 50-100% по сравнению с весной. Но самое главное – дорожают запчасти к сельхозтехнике. Опять же минимум вдвое, если вообще их получается достать.
Чувствуете чем дело пахнет? Рост издержек и снижение выручки – верная дорога в никуда. А последствия могут отразиться на всех.
Во-первых, хозяйства всеми силами стремятся придержать зерно до более благоприятных цен. И их можно понять. Вот только элеваторы задрали цену до немыслимых 2,8 тыс. рублей за тонну, что сводит выгоду к нулю. Приходится оборудовать свои хранилища, где, как правило, зерно не просушивается из-за нехватки вентиляции и защиты от влаги. Как итог, через пару месяцев такого хранения зерно банально испортится. Как раз к моменту, когда придёт время из рекордного урожая печь рекордный хлеб. А он в это время будет в объятиях плесени.
А, во-вторых, из-за низких цен на зерно и высоких на посевной материал, фермеры вынуждены закладывать на следующий год сокращение посевных площадей. Пока эксперты прогнозируют сокращение на 4-10%.
А что нас ждёт, если следующий год будет неурожайным?
#финансы #экономика #финансыснастей #санкции