"Добиться успеха - недостаточно. Другие должны потерпеть неудачу!" — писал Гор Видал. Испытать удовольствия от чужого несчастья, то есть позлорадствовать, считается аморальным с точки зрения общечеловеческой морали. Но, как мы знаем, мораль меняется в зависимости от культурного контекста и сейчас человечество живет в парадигме именно христианской морали.
По сравнению с завистью, которая хоть и считается смертным грехом, злорадство является куда худшим явлением. С моральной точки зрения, более порочно радоваться несчастью другого человека, чем быть недовольным удачей другого человека. Действительно, Артур Шопенгауэр утверждал, что испытывать зависть - это по-человечески, но наслаждаться несчастьем других людей – по-дьявольски. Для Шопенгауэра удовольствие от чужого несчастья - худшая черта человеческой натуры, поскольку она тесно связана с жестокостью. Но, я думаю, что как только мы лучше поймем эту эмоцию, она станет более естественной и приемлемой. Да и вообще лучше научиться принимать в себе темные стороны, чем доказывать себе, что ты не такой!
При описании удовольствия от чужого несчастья не оспариваются две особенности: факт нашего удовольствия и свершившееся несчастье другого. Эти особенности описывают значительный конфликт между нашей позитивной оценкой ситуации и негативной оценкой другого человека. Главная причина радоваться несчастью другого человека заключается в том, что несчастье этого человека может каким-то образом принести нам пользу; оно может, например, подчеркнуть наше превосходство.
Недостаточно охарактеризовать удовольствие от чужого несчастья как синтез нашего удовольствия и несчастья другого. Я хотел бы предложить три дополнительные типичные характеристики: (а) считается, что другой человек заслуживает наказания, (б) несчастье является малым злом и (в) не мы являемся причиной чужого несчастья.
(а) Центральной чертой удовольствия от чужого несчастья является вера в то, что другой человек заслуживает наказания. Например, когда мы стоим в пробке, если водитель обгоняет нас справа, двигаясь по жесткой обочине, наш гнев сменится удовольствием, когда мы увидим, как инспектор ДПС выписывает водителю штраф. Вера в то, что другой человек заслуживает своего наказания, выражает наше предположение о том, что справедливость восторжествовала, и позволяет нам радоваться в ситуации, когда нам кажется, что мы должны грустить. Более того, это убеждение представляет нас как нравственных людей, которые не хотят причинять боль другим. Чем более заслуженным является наказание, тем более оправданным является удовольствие. Проведенное исследование отношения людей к падению тех, кто занимал высокие посты, показывает, что падение было встречено с одобрением, когда падение считалось заслуженным, но реакция была отрицательной, когда падение считалось незаслуженным.
(б) Другая характеристика удовольствия от чужого несчастья касается незначительного характера несчастья; оно является малым злом, по сравнению с тем, что могло бы теоретически произойти. Когда чужое несчастье серьезное, удовольствие от него часто превращается в жалость. Например, если наш шумный и хамоватый сосед узнает, что он попадает под сокращение на работе, мы можем испытать некоторое удовольствие; однако, если его дочь серьезно заболеет, мы, скорее всего, почувствуем сострадание или жалость. Мы можем признать, что при некоторых обстоятельствах несчастье другого может быть серьезным, но оно все равно не намного серьезнее того, что этот человек причинил другим людям — особенно нам самим и своему окружению.
(c) Удовольствие от чужого несчастья связано с неучастием человека, радующегося ситуации. Несмотря на то, что другой человек может заслуживать несчастья или наказания, у нас нет полномочий налагать его. Как правило, наибольшее удовольствие от несчастий других, будет в том, что неудача нашего конкурента была заслуженной, но произошла без нашего участия. Это как если бы правосудие свершилось в духе талмудического изречения: "Задачи праведников выполняют другие". Это своего рода непрошеный подарок.
Некоторые люди отождествляют удовольствие от чужого несчастья с садизмом, полагая, что разница между ними незначительна, а удовольствие от чужого несчастья связано с ненавистью и жестокостью. Действительно, удовольствие от чужого несчастья часто имеет выглядит именно так в глазах общества, но это всего лишь крайние и нетипичные случаи. Вышеупомянутые три характеристики удовольствия от чужого несчастья отсутствуют в садизме: наказание не заслужено, оно не незначительно, и мы активно участвуем в нем.
Когда мы судим об удовольствии от несчастья других как о малом зле и торжестве справедливости, тогда эта эмоция не так уж предосудительна с моральной точки зрения. Общепринятый взгляд, который сурово осуждает удовольствие от чужого несчастья, проистекает из рассмотрения жестокости и садизма как прототипических случаев этой эмоции. Но эта точка зрения ошибочна.
Потому лучшее, что мы можем сделать, если пришлось позлорадствовать, это просто простить себя, понизить уровень значимости своего "греха", не тревожиться об обратке, не мистифицировать и не считать себя всемогущим джинном. Мы люди и ничто безнравственное нам не чуждо!
_________________________
Обо мне
Я – психолог, сексолог Евгений Богданов. Я веду частную практику очно в СПб и онлайн. Подписывайтесь на мой Telegram-канал PRO здоровый SEX. Контент без цензуры и банов Дзена! Всем подписчикам - скидка на консультацию.